Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Саад Салих: Гражданский брак попирает права женщины
08.06.2009

В 88-м номере газеты «Медина аль-Ислам» мы публиковали интервью с доктором Саадом Салихом, профессором сравнительной исламской юриспруденции в университете Аль-Азхар (Каир), автором многих инициатив, основанных на особенностях гендерного аспекта ислама. Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы с Саадом Салихом, опубликованной в журнале «Египтятнин сегодня» (almasry-alyoum.com).

 

— Уважаемый доктор, каково ваше мнение о многоженстве?

— Считаю многоженство несправедливостью по отношению к женщине, если оно продиктовано половым влечением или не обусловлено уважительной причиной, как болезнь или бесплодие. Сподвижники Пророка (мир ему) считали, когда целовали своих первых жен, и равно таким же количеством поцелуев одаривали вторых. Люди в наше время не совершают подобное. Необходимость многоженства связана с болезнью, желанием родить детей и так далее. Поэтому я хочу, чтобы человек, который имеет двух и более жен, следовал примеру Пророка (мир ему).

 

— Значит, получается, что многоженство было дозволено сподвижникам Пророка (мир ему), но только по необходимости?

— Сподвижники, несмотря на то что они, как все люди, были влекомы страстью и имели деньги, были к тому же и справедливыми. Они не считали многоженство сутью вещей и обязательным (ваджиб. — Прим. пер.), а только дозволенным (мубах. — Прим. пер.). На самом деле многоженство, скорее, исключение, чем правило.

 

— В области наследования Аллах говорит: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй...» (11:4; И. Ю. Крачковский). Я сама не говорю, что образованная женщина, которая к тому же работает, должна наследовать в равной степени с мужчиной. Но некоторые это утверждают. Позвольте подискутировать с вами по этой теме.

— Этот аят ниспосылался постепенно, а не сразу. Аллах говорит в Коране: «Myжчинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, и жeнщинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, — из тoгo, чтo мaлo или мнoгo, yдeл oпpeдeлeнный» (7:4; И. Ю. Крачковский). Это первое подтверждение того, что женщина имеет право на наследство, как на малое, так и на большое. Затем Аллах это определил более четко: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй. A ecли oни (дeти) — жeнщины, чиcлoм бoльшe двyx, тo им — двe тpeти тoгo, чтo oн ocтaвил» (7:4; И. Ю. Крачковский). Если у покойного остались две и более дочери и брат, который не является по отношению к ним родным, то тогда каждый, в том числе и неродной брат, получает равную долю — по одной трети от наследства. Более того, дочери и родные сестры умершего при желании могут проигнорировать права его неродного брата и оставить его без наследства. Родственные связи служат сильным доводом. Бывают случаи, когда мужчина и женщина наследуют одинаковые доли: если у умершего остались брат и сестра от одной матери, то оба они получают одинаковые доли — по одной шестой части.

 

— Как быть, если сестре, которая вышла замуж за человека с ограниченными возможностями, досталась только половина наследства своего умершего брата?

— Это уже задача общества, которую мы часто игнорируем. Оно должно организовать общественный фонд оказания помощи таким людям из собранного закята. Здесь упущение со стороны общества, а не со стороны законодательства. Нужно возродить институты попечения. Я всегда призываю выделять часть закята в помощь желающим заключить брак и многодетным женщинам. Нужно преследовать и наказывать людей, которые не придерживаются установленных норм и не перечисляют положенную сумму в пользу таких людей. Это вызвано отчасти отсутствием доверия между официальными структурами и людьми, которые должны выплачивать закят.

 

— Что подразумеваются под небольшими грехами (ламам. — Прим. пер.)?

— Небольшие прегрешения такие, как прикосновение, обман, сплетни, клевета.

 

— Что вы можете сказать относительно тех, кто утверждает, что первый поцелуй тоже небольшой грех, так как ведет к прелюбодеянию?

— Прелюбодеяние есть прелюбодеяние. Даже после совершения прелюбодеяния предусмотрено покаяние. Один из сподвижников Пророка (мир ему) тоже вступал в половые отношения вне брака. Впоследствии был ниспослан аят, который был направлен на исцеление общества того времени от этого недуга.

 

— Традиционный брак (урфи — гражданский брак, заключенный по всем религиозным канонам, но не зарегистрированный в соответствующих властных органах. — Прим. пер.) считается прелюбодеянием или нет?

— Я думаю, что брак урфи, несмотря на то что он был изначально обнародован и подкреплен свидетельствами самими попечителями жениха и невесты, является запретным, поскольку брак будет оставаться незарегистрированным, женщина не сможет потребовать соблюдения своих прав при процессе развода и может быть выдворена вместе с детьми на улицу.

 

— Центр исламских исследований заявил, что подобные браки разрешены исламом и законны. Это правильно?

— Я придерживаюсь консервативной точки зрения и отклоняю любые решения Центра исследований. Как молодежь может отличить законный брак от незаконного?! Что касается опекуна, он, наоборот, может хотеть выдать свою дочь замуж и извлечь от этого материальную выгоду. Гражданский брак опасен и вреден, несмотря на присутствие опекуна и свидетелей, пока будет оставаться незарегистрированным. Чтобы сохранить в обществе здоровую атмосферу, такие браки следует запретить.

 

— Однако при Пророке (мир ему) никакая регистрация брака не проводилась и документов не выдавали!

— При Пророке (мир ему) мусульмане отличались высоким нравом и глубокой верой. Тогда никому в голову не приходило отрицать факт женитьбы (замужества) и родство детей. Теперь это сплошь и рядом.

 

— То есть гражданский брак — прелюбодеяние?

— Это не прелюбодеяние и с точки зрения шариата он правилен. Но этот правильный поступок вреден. Вред заключен в том, что женщина лишена алиментов, радостей жизни и не имеет права на опекунство над своим ребенком. Принцип шариатского законодательства гласит: нет места вреду и нанесению вреда. Все, что приводит к хараму, есть харам. Второй принцип: защита от дурных поступков первостепенен по отношению к совершению благих.

 

— Доктор Саад, вопрос с некой долей пристрастия. Кто виноват в том, что Адам был выведен из рая?

— Сатана.

 

— Некоторые утверждают, что виновата женщина.

— Неправильное утверждение. Аллах говорит в Коране: «И нaшeптaл им caтaнa, чтoбы oткpыть тo, чтo былo cкpытo oт ниx из иx мepзocти...» (20:7; И. Ю. Крачковский). Таким образом, Коран полностью оправдывает женщину в том, что именно она стала причиной изгнания Адама из рая. Проблема в плохом понимании смысла аята и в плохом претворении его в жизнь.

 

— Что вы думаете о мнении Пророка (мир ему), которое передал Абу Бакр относительно правления женщины?

— Слова Абу Бакра в данном хадисе обращены непосредственно к самому Пророку (мир ему). Абу Бакр вернулся из Персии, где царили безнравственность и порок. Их правитель умер, и его трон по наследству перешел к дочери Нуршах. Пророк сказал: «Сгинет тот народ, которым управляет женщина». Под словом «управляет» в данном случае имеется в виду, что возглавляет всю мусульманскую умму, то есть является халифом. А Персия тогда по своей структуре напоминала халифат.

 

— Тем не менее значение слова «управляет» остается открытым. Под ним может подразумеваться любая власть, в том числе и власть халифа.

— Нет. Здесь имеется в виду главенство (имамат. — Прим. пер.) в значении правления (хилафат. — Прим. пер.). Отдельно взятое государство не объединяет всех мусульман, тогда как хилафат должен осуществляться над всеми мусульманами по всему миру.

 

— Если женщина обладает определенным багажом знания, управленческими навыками и мудростью, благодаря которым она сможет руководить, то получается, что для нее нет никакой разницы — управлять одним государством или несколькими?

— Есть определенные запреты, которые касаются и мужчины, и женщины. В данном случае женщина не может быть халифом и возглавлять совместную молитву — быть имамом.

 

— Она не может возглавить молитву даже будучи в хиджабе?

— Нет. Ей запрещено быть имамом перед мужчинами. В этом вопросе все ученые единодушны.

 

— Уважаемый доктор, что вы скажете об обрезании женщин?

— Запрещено однозначно. Обычай, который был привнесен в общество при Пророке (мир ему) из Йемена. Когда одна из сподвижниц Умм Атыя проводила обрезание своим дочерям, Пророк (мир ему) сказал ей: «Не будь жестокой и несправедливой».

 

— А почему не запретил делать это совсем?

— Потому что обрезание оставалось традицией. Ислам выстраивал свои отношения с традициями последовательно. Обрезание запрещено потому, что Пророк (мир ему) не проводил его в отношении своих дочерей. Это веское доказательство. Если бы обрезание девочек было законным, то Пророк (мир ему) сделал бы его.

 

— Наказание за отступление от религии не указано в Коране?

— Мы не принимаем Ислам без произношения слов свидетельства веры «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Его посланник». Также нельзя стать мусульманином, произнося только первую часть свидетельства. Это значит, что мы также признаем Пророка (мир его), его пророчество и его сунну. Аль-Бухари и Муслим приводят достоверный хадис: «Кто сменит свою религию, убейте его».

 

— Некоторые выражают сомнения относительно достоверности хадиса и приводят в качестве доказательства тот факт, что Пророк (мир ему) не применял высшую меру наказания в отношении кого-либо за отступление от религии!

— Однако применение высшей меры наказания имеет место в сунне Посланника Аллаха (мир ему). Оно не применялось во времена самого Пророка (мир ему), а стало практиковаться при Абу Бакре.

 

— Против людей, которые руководствуются только Кораном, может быть применена такая мера наказания?

— Конечно. Они признают Ислам только с точки зрения Корана и отрицают сунну Пророка (мир ему).

 

— Они ведь верят в Аллаха?

— Ислам — это произнесение одновременно двух свидетельств «Нет бога, кроме Аллаха» и «Мухаммад — посланник Аллаха». Разве не говорится в самом Коране: «И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь...» (7:59; И. Ю. Крачковский).

 

Рани Бадви
Автор перевода Марат Ахметжанов
Редактор перевода Патимат Гусейнова



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.