Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №94–95 — Саад Салих: Гражданский брак попирает права женщины
08.06.2009

В 88-м номере газеты «Медина аль-Ислам» мы публиковали интервью с доктором Саадом Салихом, профессором сравнительной исламской юриспруденции в университете Аль-Азхар (Каир), автором многих инициатив, основанных на особенностях гендерного аспекта ислама. Предлагаем вашему вниманию продолжение беседы с Саадом Салихом, опубликованной в журнале «Египтятнин сегодня» (almasry-alyoum.com).

 

— Уважаемый доктор, каково ваше мнение о многоженстве?

— Считаю многоженство несправедливостью по отношению к женщине, если оно продиктовано половым влечением или не обусловлено уважительной причиной, как болезнь или бесплодие. Сподвижники Пророка (мир ему) считали, когда целовали своих первых жен, и равно таким же количеством поцелуев одаривали вторых. Люди в наше время не совершают подобное. Необходимость многоженства связана с болезнью, желанием родить детей и так далее. Поэтому я хочу, чтобы человек, который имеет двух и более жен, следовал примеру Пророка (мир ему).

 

— Значит, получается, что многоженство было дозволено сподвижникам Пророка (мир ему), но только по необходимости?

— Сподвижники, несмотря на то что они, как все люди, были влекомы страстью и имели деньги, были к тому же и справедливыми. Они не считали многоженство сутью вещей и обязательным (ваджиб. — Прим. пер.), а только дозволенным (мубах. — Прим. пер.). На самом деле многоженство, скорее, исключение, чем правило.

 

— В области наследования Аллах говорит: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй...» (11:4; И. Ю. Крачковский). Я сама не говорю, что образованная женщина, которая к тому же работает, должна наследовать в равной степени с мужчиной. Но некоторые это утверждают. Позвольте подискутировать с вами по этой теме.

— Этот аят ниспосылался постепенно, а не сразу. Аллах говорит в Коране: «Myжчинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, и жeнщинaм — yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, — из тoгo, чтo мaлo или мнoгo, yдeл oпpeдeлeнный» (7:4; И. Ю. Крачковский). Это первое подтверждение того, что женщина имеет право на наследство, как на малое, так и на большое. Затем Аллах это определил более четко: «Зaвeщaeт вaм Aллax oтнocитeльнo вaшиx дeтeй: cынy — дoлю, пoдoбнyю дoлe двyx дoчepeй. A ecли oни (дeти) — жeнщины, чиcлoм бoльшe двyx, тo им — двe тpeти тoгo, чтo oн ocтaвил» (7:4; И. Ю. Крачковский). Если у покойного остались две и более дочери и брат, который не является по отношению к ним родным, то тогда каждый, в том числе и неродной брат, получает равную долю — по одной трети от наследства. Более того, дочери и родные сестры умершего при желании могут проигнорировать права его неродного брата и оставить его без наследства. Родственные связи служат сильным доводом. Бывают случаи, когда мужчина и женщина наследуют одинаковые доли: если у умершего остались брат и сестра от одной матери, то оба они получают одинаковые доли — по одной шестой части.

 

— Как быть, если сестре, которая вышла замуж за человека с ограниченными возможностями, досталась только половина наследства своего умершего брата?

— Это уже задача общества, которую мы часто игнорируем. Оно должно организовать общественный фонд оказания помощи таким людям из собранного закята. Здесь упущение со стороны общества, а не со стороны законодательства. Нужно возродить институты попечения. Я всегда призываю выделять часть закята в помощь желающим заключить брак и многодетным женщинам. Нужно преследовать и наказывать людей, которые не придерживаются установленных норм и не перечисляют положенную сумму в пользу таких людей. Это вызвано отчасти отсутствием доверия между официальными структурами и людьми, которые должны выплачивать закят.

 

— Что подразумеваются под небольшими грехами (ламам. — Прим. пер.)?

— Небольшие прегрешения такие, как прикосновение, обман, сплетни, клевета.

 

— Что вы можете сказать относительно тех, кто утверждает, что первый поцелуй тоже небольшой грех, так как ведет к прелюбодеянию?

— Прелюбодеяние есть прелюбодеяние. Даже после совершения прелюбодеяния предусмотрено покаяние. Один из сподвижников Пророка (мир ему) тоже вступал в половые отношения вне брака. Впоследствии был ниспослан аят, который был направлен на исцеление общества того времени от этого недуга.

 

— Традиционный брак (урфи — гражданский брак, заключенный по всем религиозным канонам, но не зарегистрированный в соответствующих властных органах. — Прим. пер.) считается прелюбодеянием или нет?

— Я думаю, что брак урфи, несмотря на то что он был изначально обнародован и подкреплен свидетельствами самими попечителями жениха и невесты, является запретным, поскольку брак будет оставаться незарегистрированным, женщина не сможет потребовать соблюдения своих прав при процессе развода и может быть выдворена вместе с детьми на улицу.

 

— Центр исламских исследований заявил, что подобные браки разрешены исламом и законны. Это правильно?

— Я придерживаюсь консервативной точки зрения и отклоняю любые решения Центра исследований. Как молодежь может отличить законный брак от незаконного?! Что касается опекуна, он, наоборот, может хотеть выдать свою дочь замуж и извлечь от этого материальную выгоду. Гражданский брак опасен и вреден, несмотря на присутствие опекуна и свидетелей, пока будет оставаться незарегистрированным. Чтобы сохранить в обществе здоровую атмосферу, такие браки следует запретить.

 

— Однако при Пророке (мир ему) никакая регистрация брака не проводилась и документов не выдавали!

— При Пророке (мир ему) мусульмане отличались высоким нравом и глубокой верой. Тогда никому в голову не приходило отрицать факт женитьбы (замужества) и родство детей. Теперь это сплошь и рядом.

 

— То есть гражданский брак — прелюбодеяние?

— Это не прелюбодеяние и с точки зрения шариата он правилен. Но этот правильный поступок вреден. Вред заключен в том, что женщина лишена алиментов, радостей жизни и не имеет права на опекунство над своим ребенком. Принцип шариатского законодательства гласит: нет места вреду и нанесению вреда. Все, что приводит к хараму, есть харам. Второй принцип: защита от дурных поступков первостепенен по отношению к совершению благих.

 

— Доктор Саад, вопрос с некой долей пристрастия. Кто виноват в том, что Адам был выведен из рая?

— Сатана.

 

— Некоторые утверждают, что виновата женщина.

— Неправильное утверждение. Аллах говорит в Коране: «И нaшeптaл им caтaнa, чтoбы oткpыть тo, чтo былo cкpытo oт ниx из иx мepзocти...» (20:7; И. Ю. Крачковский). Таким образом, Коран полностью оправдывает женщину в том, что именно она стала причиной изгнания Адама из рая. Проблема в плохом понимании смысла аята и в плохом претворении его в жизнь.

 

— Что вы думаете о мнении Пророка (мир ему), которое передал Абу Бакр относительно правления женщины?

— Слова Абу Бакра в данном хадисе обращены непосредственно к самому Пророку (мир ему). Абу Бакр вернулся из Персии, где царили безнравственность и порок. Их правитель умер, и его трон по наследству перешел к дочери Нуршах. Пророк сказал: «Сгинет тот народ, которым управляет женщина». Под словом «управляет» в данном случае имеется в виду, что возглавляет всю мусульманскую умму, то есть является халифом. А Персия тогда по своей структуре напоминала халифат.

 

— Тем не менее значение слова «управляет» остается открытым. Под ним может подразумеваться любая власть, в том числе и власть халифа.

— Нет. Здесь имеется в виду главенство (имамат. — Прим. пер.) в значении правления (хилафат. — Прим. пер.). Отдельно взятое государство не объединяет всех мусульман, тогда как хилафат должен осуществляться над всеми мусульманами по всему миру.

 

— Если женщина обладает определенным багажом знания, управленческими навыками и мудростью, благодаря которым она сможет руководить, то получается, что для нее нет никакой разницы — управлять одним государством или несколькими?

— Есть определенные запреты, которые касаются и мужчины, и женщины. В данном случае женщина не может быть халифом и возглавлять совместную молитву — быть имамом.

 

— Она не может возглавить молитву даже будучи в хиджабе?

— Нет. Ей запрещено быть имамом перед мужчинами. В этом вопросе все ученые единодушны.

 

— Уважаемый доктор, что вы скажете об обрезании женщин?

— Запрещено однозначно. Обычай, который был привнесен в общество при Пророке (мир ему) из Йемена. Когда одна из сподвижниц Умм Атыя проводила обрезание своим дочерям, Пророк (мир ему) сказал ей: «Не будь жестокой и несправедливой».

 

— А почему не запретил делать это совсем?

— Потому что обрезание оставалось традицией. Ислам выстраивал свои отношения с традициями последовательно. Обрезание запрещено потому, что Пророк (мир ему) не проводил его в отношении своих дочерей. Это веское доказательство. Если бы обрезание девочек было законным, то Пророк (мир ему) сделал бы его.

 

— Наказание за отступление от религии не указано в Коране?

— Мы не принимаем Ислам без произношения слов свидетельства веры «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Его посланник». Также нельзя стать мусульманином, произнося только первую часть свидетельства. Это значит, что мы также признаем Пророка (мир его), его пророчество и его сунну. Аль-Бухари и Муслим приводят достоверный хадис: «Кто сменит свою религию, убейте его».

 

— Некоторые выражают сомнения относительно достоверности хадиса и приводят в качестве доказательства тот факт, что Пророк (мир ему) не применял высшую меру наказания в отношении кого-либо за отступление от религии!

— Однако применение высшей меры наказания имеет место в сунне Посланника Аллаха (мир ему). Оно не применялось во времена самого Пророка (мир ему), а стало практиковаться при Абу Бакре.

 

— Против людей, которые руководствуются только Кораном, может быть применена такая мера наказания?

— Конечно. Они признают Ислам только с точки зрения Корана и отрицают сунну Пророка (мир ему).

 

— Они ведь верят в Аллаха?

— Ислам — это произнесение одновременно двух свидетельств «Нет бога, кроме Аллаха» и «Мухаммад — посланник Аллаха». Разве не говорится в самом Коране: «И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь...» (7:59; И. Ю. Крачковский).

 

Рани Бадви
Автор перевода Марат Ахметжанов
Редактор перевода Патимат Гусейнова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.