Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Нафигулла Аширов: Религиозные деятели не должны быть подобны врачу, который скрывает болезнь
08.06.2009

В конце мая начале июня в Екатеринбурге пройдут торжества, посвященные 10-летию Духовного управления мусульман азиатской части России. В канун юбилея наш корреспондент встретился и задал несколько вопросов лидеру ДУМАЧР муфтию Нафигулле Аширову.

 

— Уважаемый Нафигулла-хазрат! Десять лет назад было создано Духовное управление мусульман азиатской части России, объединяющее сегодня более 200 мусульманских общин. От Урала до Камчатки действуют центры ДУМАЧР. Работу каких казыятов вы привели бы в качестве примера?

— Объединительные процессы среди мусульманских организаций России начались еще в 1993 году, когда после развала СССР вместе с политической системой распалась и единая духовная структура мусульман Советского Союза. Появились новые либеральные законы, которые позволили создавать религиозные центры мусульман на добровольных принципах. Так, в августе 1997 года с целью объединения разрозненных мусульманских общин Урала, Сибири и Дальнего Востока в Тобольске прошла конференция мусульманских лидеров указанных регионов. Было учреждено Духовное управление, в которое вошли религиозные общины азиатской части страны. В 1998 году ДУМАЧР получило официальную регистрацию Минюста. Это стало большим событием для мусульман, особенно в областях Восточной Сибири и Дальнего Востока, где отсутствовала организованная религиозная деятельность.

Сегодня при ДУМАЧР действуют 28 региональных духовных и казыятских управлений, более 270 местных религиозных организации и около 200 религиозных групп. Безусловно, успех деятельности общин зависит от того, как наши религиозные деятели трудятся на местах, как они взаимодействуют с общинами, органами государственной власти. Я всегда говорил и еще раз подчеркиваю, что Духовное управление не должно стремиться к авторитарным методам управления и пытаться контролировать каждую общину. Главной целью Духовного управления, я считаю, должна быть консолидация мусульманских организаций на добровольных, братских основах, заложенных в нашей религии, а не на директивных указаниях сверху. Мусульмане в регионах сами выбирают своего лидера. Принцип назначения, мы считаем, не учитывает интересов местных мусульман.

Хвала Аллаху, большинство региональных управлений ДУМАЧР успешно решают поставленные задачи. Особо хочется отметить работу наших центров в Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Омской областях, на Ямале, в Приморском крае, Алтае и Якутии. Конечно, есть и региональные управления, которые по ряду объективных причин не в полной мере выполняют свои функции. Сказывается отдаленность общин, имеет место и слабость самих религиозных деятелей, не умеющих наладить партнерские отношения с органами власти на местах, замыкающихся на проблемах своих мечетей, оставляя без внимания другие общины. К тому же кое-где в чиновничьей среде еще сохраняются реликты коммунистического мышления и тоталитарные принципы управления.

 

— Известно, что в Тюменской области, откуда вы родом, немало фамилий, связанных с бухарскими шейхами. Нет ли у вас бухарских корней? Расскажите, как вы пришли в Ислам?

— В сибирско-татарских деревнях жители зачастую четко знают свое происхождение. Помнят, что до революции они были разделены по принципу «бухарские», «служилые» и «ясачные» и имели разный общественный статус. «Бухарцы» являлись подданными Бухарского эмира, были освобождены от уплаты налога, не призывались на воинскую службу. Да, мой род, как и других выходцев из нашего древнего аула, Юрт Тачимовских, восходит к бухарцам. В настоящее время, конечно же, эти различия не имеют значения, о них редко вспоминают, российское гражданство дает всем равноправный статус.

Мой приход в Ислам совпал с открытием мечети в Тобольске (первой в Тюменской области). Это было в 1978 году. Здесь я получил первые знания об основах Ислама, был назначен тобольскими аксакалами муэдзином. Затем были семь лет учебы в медресе «Мир-Араб» в Бухаре. После учебы ненадолго вернулся в Тобольск, затем получил назначение на работу в Духовное управление мусульман в Уфе. Так начиналась моя религиозная деятельность, которая, по воле Аллаха, длится по сей день.

 

— Вашего родного аула Шульгун (Юрт Тачимовских) сегодня нет на карте Тюменской области. Бывая на родине, посещаете ли место, где находился аул? Какие воспоминания связаны с родной землей?

— К большому сожалению, от нашего аула не осталось и следа. Сейчас то место занято пашней. Я всегда с грустью вспоминаю Шульгун. В памяти сохранились лишь туманные обрывки того времени, когда в окружении родных мы, дети, предавались беззаботным играм. Наша семья одной из последних покинула обреченный на снос аул, мне тогда было четыре-пять лет. Честно сказать, я завидую тем, кто имеет возможность приехать в свою родовую деревню, увидеть близких, предаться воспоминаниям…

 

— Вы нередкий гость на телевидении, вас часто цитируют в печатных изданиях. Скажите, люди узнают вас на улице?

— Телевидение и другие СМИ дают возможность поделиться своим мнением относительно происходящих в стране и мире процессов. Я считаю, что это очень важно — участвовать в телевизионных дебатах и вносить в обсуждение проблем общества новое видение путей их решения. А что касается того, узнают меня или нет на улицах, думаю, это неважно. Важно то, как твое слово воздействует на решение проблем, порой острых и жизненно важных проблем, от которых зависит стабильность в обществе. Мы, религиозные деятели, не имеем права в угоду кому-либо уходить от проблем и, приукрашивая действительность, тем самым обманывать тех, от кого зависит решение этих проблем. Это подобно примеру врача, который, скрывая болезнь пациента, успокаивает его, говоря, что все хорошо. Такой подход приводит к осложнению болезни и гибели пациента. Болезни общества так же могут усугубляться и перерастать в большие трудности.

 

— В Челябинской и Кемеровской областях, судя по сообщениям в СМИ, местные чиновники препятствуют деятельности региональных отделений ДУМАЧР. В качестве к «противовеса» этому примеру возьмем Тюменскую и Омскую области, где чиновники подчеркнуто нейтрально относятся ко всем духовным управлениям, не наделяя кого-либо из них особым статусом. На ваш взгляд, почему подобное стало возможным в Челябинском и Кемеровском регионе, ведь законы для чиновников одни!

— К сожалению, на практике часто закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который декларирует свободное осуществление религиозной деятельности, нарушается именно теми, кто должен стоять на его страже. По закону, местная религиозная организация абсолютно свободна в выборе Духовного управления и какой-либо диктат в этом выборе должен быть исключен. Но на практике данный принцип федерального закона повсеместно нарушается, особенно в регионах, где местным чиновникам хочется расширить свою самостийность. В наличии своего «самостийного» духовного управления, которое они опять же вопреки закону переподчиняют себе, они видят некий атрибут своей самостоятельности от центра. Но это нарушение закона и прав верующих на свободную реализацию принципов свободы совести. А это уже не частное дело областного чиновника, а подрыв доверия верующих к государству. Особую актуальность это приобретает в наше время, когда общество противостоит различным проявлениям экстремизма и терроризма. Подрыв веры в справедливость законов в области государственно-религиозных отношений есть должностное преступление. И против проявлений такого волюнтаристского подхода мы должны бороться и не бояться при этом всяких нелепых обвинений в свой адрес. В этом и заключается трудность миссии религиозного служения, которую мы должны нести искренне и с честью как перед Всевышним, так и перед нашими верующими и обществом.

 

— Сегодня планету поразил страшный недуг в виде «свиного гриппа». Не находите ли в этом знамение Всевышнего, ведь в Коране и Библии предписано не употреблять в пищу мясо свиньи!

— Всевышний Аллах, ограждая человечество от болезней, запретил некоторые вещи, игнорируя которые, люди совершают грех и приближают свою погибель. Строгий запрет Ислама на употребление свинины имеет и свое научное обоснование. К сожалению, некоторые люди, считающие себя мусульманами, дошли до такой степени нравственного падения, что стали разводить свиней. Обратившись к недалекой истории медицины, мы найдем много эпидемий, связанных с нарушением запрета Аллаха на употребление свиньи в пищу и ее разведение. Конечно же, к таким же страшным заболеваниям относится и «свиной грипп».

 

— Ваше отношение к нынешнему составу экспертного совета при Минюсте?

— Безусловно, федеральный экспертный совет должен состоять из авторитетных российских религиоведов, признанных ученых-исламоведов, лингвистов, психологов, юристов. Обязательным условием объективной экспертизы должно стать участие в нем богословов. А участие людей, которые были замечены в фальсификации новейшей истории Ислама в России, и других ангажированных персон крайне нежелательно. Это может привести к дискредитации самой идеи совета, созданного по распоряжению президента России.

 

Беседовал Калиль Кабдулвахитов,
Тюмень



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.