Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №94–95 — Святые места Бухары
08.06.2009

МАЗАР ХОДЖА БУЛГАР

г. Бухара, вид на исторический центр

 

Мазар ходжа Булгар является одним из интересных святых мест Бухары. Существовали и существуют многочисленные предания о самом святом: кто он, кем он был, где родился и жил, откуда родом и где находится его могила? Какие здания и постройки имелись на этом мазаре?

По одним сведениям, он беседовал с наследниками Сайфиддина Бохарзи (Сайф ад-Дин Бохарзи, годы жизни 1190–1261 гг.) — известного суфия шайх ал-олам (шайх мира), из рук которого монгольские ханы принимали Ислам и получали благословение. По другим сведениям, Хасан Булгари участвовал в беседах с Хазрати Азизоном — ходжой Ахрором Вали (годы жизни 1404–1490 гг.). Естественно, что один и тот же человек не мог жить в этом промежутке времени, хотя прожил Хасан Булгари не менее 93 лет. Аналогичные и другие несколько противоречивые сведения о Хасане Булгари встречаются в различных преданиях и письменных источниках.

Если предания, письменные, иногда противоречивые, источники относят жизнеописание самого ходжа Булгари к концу Х — началу XV вв., то в вакфных документах его имя в названия квартала впервые упоминается не ранее конца XVIII века.

Первые более подробные сведения о квартале и мазаре сообщила
О. А. Сухарева. В 1923 году квартал насчитывал 83 дома. По преданию, святой происходил из города (страны) Булгар и был сыном булгарского царя. Поссорившись со своим отцом, он приехал в Бухару и поселился в келье-худжре для отшельников (чиллахона) при квартальной мечети. Там он умер, и его могила сделалась местом поклонения. По словам жителей квартала, один бай построил над могилой комнату, сложил надгробие и обновил «туг» (новый шест над могилой), т. к. почитание святого считалось богоугодным делом — савоб.

В 2001 году Н. Йулдошев и
Х. Курбанов в книге об истории святых мест Бухары и ее округе в разделе «Гузар» (квартал), ходжа Булгар и одноименная святыня (зиератгох), собрали предания о святом. Вот некоторые из них. Бухарские мастера по изготовлению кожаных сапог (махси) и тапочек (кавшдуз) обучились у него (Булгари) технологии варки кожи и, почитая эту святую персону, превратили место его пребывания в святыню. По рассказам — риваятам старейших мастеров, шайх Хасан Булгари, бывший сыном правителя Булгарского государства, что находилось на берегах реки Волги, не поладил со своим отцом и прибыл в Бухару. Он считался шайхом, ученым и чудотворцем. Он делал очень много добра людям. У него было очень много учеников — муридов. Ходжа Булгари даже считался наставником на суфийском пути шайха Умара Багистани — отца шайха Хованда Тахура (Шайхан таура), могила и святыня которого находятся в Ташкенте. Имена шайха Умара Багистани и его сына стали широко известны в среде мусульман Средней Азии, они были подняты до степени святых — авлие.

Если внимательно изучить имеющиеся письменные источники, литературу, начиная с X по XVIII в., то становится очевидным, что до XVIII века топонимов «Булгар», «Булгор», связанных с названием кварталов, мечетей, медресе, в Бухаре не было. Первое упоминание о квартале «Ходжа Булгар», как отмечалось выше, датируется вакфными грамотами эмира Шах Мурада (время правления 1785–1800 гг.).

В то же время упоминание о богословах, поэтах, врачах из страны и города Булгар встречаются в литературе начиная с Х века. Они пользовались авторитетом в исламском мире. Интересные сведения о шайхе Хасане Булгари приводятся в книге XV века «Рашахоту айнил-хайет» (Капли из источника жизни). Шайх Хасан происходил из Нахичевана, известной местности Азербайджана. Отец его, ходжа Умар, был именитым купцом. И ходжа Хасан в возрасте двадцати трех лет попал в руки неверных из Кипчакской степи. Его увели в плен. Он находился среди них семь лет и к тридцати годам удостоился состояния постоянного джазаба. Совершив покаяние и сосредоточившись (на духовном пути), он, странствуя по миру, повидал многих святых и великих шайхов. Девять лет он провел в Булгаре, три года — в Бухаре, 27 лет — в Кирмане и год — в Мароке и Табризе. Его благословенный возраст, согласно его собственным речам, составил
93 года. Поскольку он говорил:
«В 30 лет я удостоился Божественной джазабы и я кутб (Полюс, предводитель святых, волею Аллаха оказывающий влияние на определенный регион), я проявился в сердце Господина Пророка Мухаммада, и в этом проявлении нет сомнения. И поскольку срок жизни Господина составил 63 года и моя жизнь от начала джазабы до конца жизни была равна шестидесяти трем, она закончилась». Их кончина произошла 22-го дня месяца раббиъул-аваль
(в ночь понедельника) года 698 (1298). Их священная могила находится в местности, называемой Сурхоб в Табризе. На протяжении трех лет шайх Хасан жил в Бухаре. Шайх Умар Багистани, будучи в их сухбате — общении и служении, достиг степени совершенства.

Сделаем выводы из нашего исследования Мазара ходжа Хасана Булгари.

1. Анализируя сообщения вышеизложенных авторов, можно считать, что шайх Хасан Булгари действительно был историческим лицом, но в Бухаре он жил только 3 года, в Булгаре —
9 лет, по другим сведениям — 30 лет (умер в 628/1298 г.) Кроме того, только в X–XIII вв. были известны более 20 ходжей из Булгара, имена которых чтятся всеми мусульманами Поволжья, Средней Азии, Аравийского полуострова и Ближнего Востока за их вклад в богословие, поэзию, медицину, науку.
С давних пор во все века Бухара являлась местом средоточия образованных богословов всех эпох.

2. О. А. Сухарева нисбу «Булгар» относит к этнической принадлежности — «булгарин». На наш взгляд, нисбы «Булгар», «Булгари» относятся к географическому названию самого города Булгар — столицы Волжской Булгарии.

3. Возможно, имя ходжа Булгари — собирательный образ богословов — ученых из Булгари, бывавших в Бухаре. Можно только предположить, что в XI–XIII вв. был известный шайх, ходжа из г. Булгар или несколько и он или они пользовались большим авторитетом в Бухаре на протяжении многих столетий. В годы правления амира Бухары Шах Мурада (1785–1800 гг.) известный теолог из Булгара Абд ар-Рахим бин Усман ал-Булгари (Утыз-Имяни) был муллой в мечети Магоки. Возможно, при нем сложился мазар ходжа Булгар, т. к. в вакфных документах собственное имя Ходжа Булгари упоминается в виде названия квартала не ранее XVIII века.

4. С конца XVIII века в Бухаре образовался мазар Хасана ходжи Булгари со всеми необходимыми атрибутами: кладбище, мечеть медресе, хауз, колодец, мактаб для девочек, прилегающий квартал с одноименным названием, мнимой могилой. Таким образом, дата постройки или ремонта мечети Ходжа Булгари зафиксирована в известняковом блоке фундамента в ее северной части айвана мечети (1858–1859 гг.).

Во второй половине ХХ века на месте старого кладбища были построены административные здания (ныне медицинский институт), жилые дома. Не осталось и квартала с именем святого, имеется лишь улица, носящая имя ходжа Булгари. Сохранились мечеть, медресе, условная могила святого, перенесенная на новое место в 40–50 метрах от мечети и медресе, к которому и сегодня приходят паломники. Сохранился также мактаб ходжа Булгар (конец
XIX века) — небольшое кирпичное купольное здание через дорогу от сохранившегося входа в мечеть. Мечеть ходжа Булгари и прилегающее одноименное медресе нуждаются в срочной реставрации или консервации. Реставрация мечети началась в 2008 году.

В Бухарской области уделяется особое внимание благоустройству священных мест поклонения, почитанию памяти наших великих предков, изучению их духовного наследия, воспитанию молодежи в духе национальных ценностей. Восстановление мазара ходжа Хасана Булгари, которое началось, несомненно, будет этому способствовать.

 

Р. Альмеев,
генеральный директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника,
кандидат исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.