Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Святые места Бухары
08.06.2009

МАЗАР ХОДЖА БУЛГАР

г. Бухара, вид на исторический центр

 

Мазар ходжа Булгар является одним из интересных святых мест Бухары. Существовали и существуют многочисленные предания о самом святом: кто он, кем он был, где родился и жил, откуда родом и где находится его могила? Какие здания и постройки имелись на этом мазаре?

По одним сведениям, он беседовал с наследниками Сайфиддина Бохарзи (Сайф ад-Дин Бохарзи, годы жизни 1190–1261 гг.) — известного суфия шайх ал-олам (шайх мира), из рук которого монгольские ханы принимали Ислам и получали благословение. По другим сведениям, Хасан Булгари участвовал в беседах с Хазрати Азизоном — ходжой Ахрором Вали (годы жизни 1404–1490 гг.). Естественно, что один и тот же человек не мог жить в этом промежутке времени, хотя прожил Хасан Булгари не менее 93 лет. Аналогичные и другие несколько противоречивые сведения о Хасане Булгари встречаются в различных преданиях и письменных источниках.

Если предания, письменные, иногда противоречивые, источники относят жизнеописание самого ходжа Булгари к концу Х — началу XV вв., то в вакфных документах его имя в названия квартала впервые упоминается не ранее конца XVIII века.

Первые более подробные сведения о квартале и мазаре сообщила
О. А. Сухарева. В 1923 году квартал насчитывал 83 дома. По преданию, святой происходил из города (страны) Булгар и был сыном булгарского царя. Поссорившись со своим отцом, он приехал в Бухару и поселился в келье-худжре для отшельников (чиллахона) при квартальной мечети. Там он умер, и его могила сделалась местом поклонения. По словам жителей квартала, один бай построил над могилой комнату, сложил надгробие и обновил «туг» (новый шест над могилой), т. к. почитание святого считалось богоугодным делом — савоб.

В 2001 году Н. Йулдошев и
Х. Курбанов в книге об истории святых мест Бухары и ее округе в разделе «Гузар» (квартал), ходжа Булгар и одноименная святыня (зиератгох), собрали предания о святом. Вот некоторые из них. Бухарские мастера по изготовлению кожаных сапог (махси) и тапочек (кавшдуз) обучились у него (Булгари) технологии варки кожи и, почитая эту святую персону, превратили место его пребывания в святыню. По рассказам — риваятам старейших мастеров, шайх Хасан Булгари, бывший сыном правителя Булгарского государства, что находилось на берегах реки Волги, не поладил со своим отцом и прибыл в Бухару. Он считался шайхом, ученым и чудотворцем. Он делал очень много добра людям. У него было очень много учеников — муридов. Ходжа Булгари даже считался наставником на суфийском пути шайха Умара Багистани — отца шайха Хованда Тахура (Шайхан таура), могила и святыня которого находятся в Ташкенте. Имена шайха Умара Багистани и его сына стали широко известны в среде мусульман Средней Азии, они были подняты до степени святых — авлие.

Если внимательно изучить имеющиеся письменные источники, литературу, начиная с X по XVIII в., то становится очевидным, что до XVIII века топонимов «Булгар», «Булгор», связанных с названием кварталов, мечетей, медресе, в Бухаре не было. Первое упоминание о квартале «Ходжа Булгар», как отмечалось выше, датируется вакфными грамотами эмира Шах Мурада (время правления 1785–1800 гг.).

В то же время упоминание о богословах, поэтах, врачах из страны и города Булгар встречаются в литературе начиная с Х века. Они пользовались авторитетом в исламском мире. Интересные сведения о шайхе Хасане Булгари приводятся в книге XV века «Рашахоту айнил-хайет» (Капли из источника жизни). Шайх Хасан происходил из Нахичевана, известной местности Азербайджана. Отец его, ходжа Умар, был именитым купцом. И ходжа Хасан в возрасте двадцати трех лет попал в руки неверных из Кипчакской степи. Его увели в плен. Он находился среди них семь лет и к тридцати годам удостоился состояния постоянного джазаба. Совершив покаяние и сосредоточившись (на духовном пути), он, странствуя по миру, повидал многих святых и великих шайхов. Девять лет он провел в Булгаре, три года — в Бухаре, 27 лет — в Кирмане и год — в Мароке и Табризе. Его благословенный возраст, согласно его собственным речам, составил
93 года. Поскольку он говорил:
«В 30 лет я удостоился Божественной джазабы и я кутб (Полюс, предводитель святых, волею Аллаха оказывающий влияние на определенный регион), я проявился в сердце Господина Пророка Мухаммада, и в этом проявлении нет сомнения. И поскольку срок жизни Господина составил 63 года и моя жизнь от начала джазабы до конца жизни была равна шестидесяти трем, она закончилась». Их кончина произошла 22-го дня месяца раббиъул-аваль
(в ночь понедельника) года 698 (1298). Их священная могила находится в местности, называемой Сурхоб в Табризе. На протяжении трех лет шайх Хасан жил в Бухаре. Шайх Умар Багистани, будучи в их сухбате — общении и служении, достиг степени совершенства.

Сделаем выводы из нашего исследования Мазара ходжа Хасана Булгари.

1. Анализируя сообщения вышеизложенных авторов, можно считать, что шайх Хасан Булгари действительно был историческим лицом, но в Бухаре он жил только 3 года, в Булгаре —
9 лет, по другим сведениям — 30 лет (умер в 628/1298 г.) Кроме того, только в X–XIII вв. были известны более 20 ходжей из Булгара, имена которых чтятся всеми мусульманами Поволжья, Средней Азии, Аравийского полуострова и Ближнего Востока за их вклад в богословие, поэзию, медицину, науку.
С давних пор во все века Бухара являлась местом средоточия образованных богословов всех эпох.

2. О. А. Сухарева нисбу «Булгар» относит к этнической принадлежности — «булгарин». На наш взгляд, нисбы «Булгар», «Булгари» относятся к географическому названию самого города Булгар — столицы Волжской Булгарии.

3. Возможно, имя ходжа Булгари — собирательный образ богословов — ученых из Булгари, бывавших в Бухаре. Можно только предположить, что в XI–XIII вв. был известный шайх, ходжа из г. Булгар или несколько и он или они пользовались большим авторитетом в Бухаре на протяжении многих столетий. В годы правления амира Бухары Шах Мурада (1785–1800 гг.) известный теолог из Булгара Абд ар-Рахим бин Усман ал-Булгари (Утыз-Имяни) был муллой в мечети Магоки. Возможно, при нем сложился мазар ходжа Булгар, т. к. в вакфных документах собственное имя Ходжа Булгари упоминается в виде названия квартала не ранее XVIII века.

4. С конца XVIII века в Бухаре образовался мазар Хасана ходжи Булгари со всеми необходимыми атрибутами: кладбище, мечеть медресе, хауз, колодец, мактаб для девочек, прилегающий квартал с одноименным названием, мнимой могилой. Таким образом, дата постройки или ремонта мечети Ходжа Булгари зафиксирована в известняковом блоке фундамента в ее северной части айвана мечети (1858–1859 гг.).

Во второй половине ХХ века на месте старого кладбища были построены административные здания (ныне медицинский институт), жилые дома. Не осталось и квартала с именем святого, имеется лишь улица, носящая имя ходжа Булгари. Сохранились мечеть, медресе, условная могила святого, перенесенная на новое место в 40–50 метрах от мечети и медресе, к которому и сегодня приходят паломники. Сохранился также мактаб ходжа Булгар (конец
XIX века) — небольшое кирпичное купольное здание через дорогу от сохранившегося входа в мечеть. Мечеть ходжа Булгари и прилегающее одноименное медресе нуждаются в срочной реставрации или консервации. Реставрация мечети началась в 2008 году.

В Бухарской области уделяется особое внимание благоустройству священных мест поклонения, почитанию памяти наших великих предков, изучению их духовного наследия, воспитанию молодежи в духе национальных ценностей. Восстановление мазара ходжа Хасана Булгари, которое началось, несомненно, будет этому способствовать.

 

Р. Альмеев,
генеральный директор Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника,
кандидат исторических наук



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.