Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Нижегородские мусульмане в Средней Азии
08.06.2009

В период с 4 по 13 мая делегация нижегородских мусульман посетила Среднюю Азию. В автомобильной поездке приняли участие: председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО), ректор Нижегородского исламского института имени Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов, управляющий делами ДУМНО Тимур Фахретдинов, генеральный директор Издательского дома «Медина» Ильдар Нуриманов, руководитель отдела по связям с общественностью ДУМНО Тимур Шарафутдинов, руководитель издательского отдела ДУМНО Равиль Сейфетдинов, председатель Совета местной национально-культурной автономии татар Нижнего Новгорода Ренат Ислямов.

Во время поездки по этим святым местам нижегородские мусульмане посетили древнейшие города Великого Шелкового пути: Ташкент, Самарканд, Бухару и Хиву — в общей сложности около 15 городов. В ходе визита нижегородские мусульмане встретились со многими крупными политиками, бизнесменами, известными религиозными и общественными деятелями Казахстана и Узбекистана, ознакомились с местными достопримечательностями.

Они побывали на туранской (туркестанской) земле между двумя реками — Сырдарьей и Амударьей. Сегодня это территория Узбекистана, на которой жило множество знаменитых людей. Их дела способствовали развитию исламской цивилизации, а их имена заняли достойное место в книге истории человечества.

Нижегородские мусульмане посетили многие великие святыни этих исторических мест, в том числе семь великих Пиров Бухары, зиярат Пророка Даниила (Данияра), усыпальницу двоюродного брата и близкого сподвижника Пророка Мухаммада — Кусам ибн Аббаса, зияраты шейхов Сулеймана Булгари, Али Занги-ата и Махмуда Пахлавана, а также усыпальницу великого хана Тамерлана и его родственников. О некоторых из этих святынь мы хотели бы рассказать отдельно.

 

Семь великих Пиров Бухары

«Бухоро-и-Шариф» — «Священная Бухара» — под таким именем город издревле был известен на всем мусульманском Востоке. Многие считают, что свое название Бухара получила из-за огромного числа святых мест в окрестностях города. Наиболее почитаемыми из них являются зияраты семи пиров (именно так в суфийской традиции принято называть великих мусульманских шейхов и учителей). Между ними существует незримая духовная связь. Посетив один зиярат, непременно нужно отдать дань уважения и захоронениям остальных святых. Имена их известны, легенды об их деяниях живы и поныне.

 

Зиярат Ходжи Абдулхалика аль-Гиждувани

Захоронение его находится в городе Гиждуване, что в 50 км от Бухары

Основатель суфийского ордена «Ходжагон» Ходжа Абдулхалик аль-Гиждувани был одним из четырех учеников и последователей Юсуфа Хамадани. Он родился в местечке Гиждуван в 50 км от Бухары. В 22 года он стал учеником Хамадани. Гиждувани сопровождал Хамадани в Багдад, Исфахан, Балх, Мерв, Бухару и Самарканд.

После того как во второй половине XII века Юсуф Хамадани покинул Хорасан, а Ахмад Ясави ушел в отшельничество, Гиждувани основал школу центральноазиатского суфизма — тарикат (орден) «Ходжагон» («Путь Ходжей (учителей)»). Отличительной чертой этого тариката являлась практика тихого зикра со специфическим методом концентрации. Последователи ордена выбирали добровольную бедность, вели аскетический образ жизни и соблюдали обет безбрачия.

Прямыми последователями Гижду-вани являлись Ходжа Мухаммад Ариф ар-Ревгари, Ходжа Махмуд Анжир Фагнави, Ходжа Али Ромитани, Ходжа Мухаммад Баба Самуси, Ходжа Сайид Амир Кулали и Мухаммад Бахауддин Накшбанди, который реформировал доктрину «Ходжагон» и основал тарикат «Накшбандия».

Известны следующие работы Гиждувани: «Рисала-и-тарико», «Рисала-и Сахавиа», «Васият-наме», «Зикр-и ал Халик Гиждувани».

Гиждувани принадлежат следующие слова: «Бойся султана так же, как ты боишься его львов», «Не сиди рядом с султаном, потому что он может ослабить твою веру и тарикат».

Могила Гиждувани находится в городе Гиждуван. На месте его захоронения построена дахма.

 

Зиярат Ходжи Арифа ар-Ревгари

Расположен в селе Ревгари близ города Шафиркана

Зиярат Арифа ар-Ревгари находится в селе Ревгари, расположенном между Бухарой и Гиждуваном. Ариф ар-Ревгари является преемником Абдулхалика Гиждувани. Он родился 21 раджаба в 605 или 600 году по хиджре (умер в 691 г.) в селе Ревгари. Он принял тарикат от Абдулхалика Гиждувани, у которого воспитывался до достижения совершенства. Когда Арифу было 18 лет, он уже мог разъяснять сущность аятов Корана, определять, где есть душа и где ее нет (то есть он знал, кто из людей исполняет зикр сердцем, а кто — нет). Когда ему исполнилось 40 лет, он видел рабов Аллаха своим сердечным видением так, как это видят авлия. Для оживления умерших сердец у него было веление, соответствующее накшбандийскому тарикату. Он обладал правом на наставничество в шести тарикатах. Он открыл горожанам глаза на тайны своих откровений. К нему стекались люди со всех сторон света.

Когда приблизилось время прощания с этим миром, Ариф попросил Всевышнего Аллаха показать ему совершенного человека, который сможет продолжить его работу. На его просьбу голос с небес возвестил: «Для дальнейшего продолжения твоего пути Я дам шейха по имени Махмуд, который в два раза превосходит тебя в этой науке».

Ариф ар-Ревгари оставил после себя труды, в которых в доступной форме рассказывается о том, как должен вести себя вступивший на путь познания Аллаха, о необходимости освобождения мюридом своего сердца от всего, кроме Всевышнего Аллаха, о совершении деяний искренне, чтобы обрести счастье обоих миров и не прожить жизнь напрасно.

 

Зиярат Ходжи Махмуда Анжира Фагнави

Зиярат шейха находится в селении Анжирбог Вабкентского тумана

Махмуд Анжир Фагнави ибн Абдаллах – самый совершенный из последователей Арифа ар-Ревгари. Из всех его сподвижников именно он получил право на духовное руководство в накшбандийском тарикате. Родился Махмуд Анжир Фагнави ибн Абдаллах в селе Фагнави вблизи г. Вабакан (ныне Вабкент), в 20 км от Бухар, жил и похоронен там же. Зарабатывал на жизнь ремеслом плотника. Заняв место Арифа ар-Ревгари, он посвятил себя наставлению людей на путь истины. Он счел дозволенным зикр джахри (поминание вслух) во время болезни своего устаза. После смерти своего шейха он и дальше продолжал исполнять зикр джахри.

У шейха Махмуда было два преемника, которые после него продолжили наставление на путь истины (тарикат). Одного из них звали Али Ромитани, а другого – Амир Хурд Вабкадию, младший брат Амира Кулали.

 

Зиярат Ходжи Али Ромитани Азизон

Ходжа Али Ромитани — второй из преемников Ходжи Махмуда Фагнави. Его также называли Азизон. Утверждают, что перед смертью Ходжи Махмуда передал право на духовное наставничество Али Ромитани и отправил к нему своих сподвижников. Али Ромитани родился в деревне Ромитан, что в 10 км от Бухары. Его могила находится в Хорезме, и многие приходят к ней, прося благословения и получая баракят Аллаха.

Он часто повторял: «Вспоминайте Аллаха во всех ситуациях, особенно во время разговора и приема пищи». Умер шейх Али Ромитани 28-го числа месяца зуль каада 715 года хиджры (в 1321 году по григорианскому календарю). Говорят, что он прожил 130 лет.

У него было двое сыновей — великих алимов, последователей его тариката, — которые еще при жизни отца достигли совершенства и высшей степени познания Аллаха. Один из них — шейх Мухаммад Хурду. Ему было 80 лет, когда умер отец. А второй — шейх Ибрахим. Говорят, что Али Ромитани перед смертью дал младшему сыну Ибрахиму разрешение на наставничество после себя. Некоторым его мюридам не давал покоя вопрос: почему шейх не дал разрешение своему старшему сыну, который был гораздо совершеннее младшего? Шейх Али Ромитани сказал: «Поистине, шейх Мухаммад Хурду не останется после меня долго». Мухаммад прожил после своего отца 19 дней и умер. А шейх Ибрахим умер в 793 году по хиджре. Помимо собственного сына, у Али Ромитани было еще четыре преемника. Самым совершенным из них стал Мухаммад Баба Самуси.

 

Зиярат Ходжи Мухаммада Баба Самуси

Находится в селе Самус (ныне с. Хазхар)

Выдающийся ученый, суфий, шейх Мухаммад Баба Самуси всю свою жизнь провел в праведности и чистоте на пути Всевышнего Аллаха. Свой аскетический образ жизни он сочетал с мирским существованием, ибо находил удовольствие в общении с людьми. Участвуя в меджлисах, шейх Баба Самуси дарил людям радость общения, искренне делясь с ними духовной пищей. Общаясь с этим великим человеком, люди нравственно очищались и познавали Всевышнего. Его сердце было наполнено любовью к Аллаху и сосредоточено на поминании Аллаха. Он был самым совершенным из сподвижников шейха Али Ромитаний.

Мухаммад Баба родился в селе Самус (ныне с. Хазхар), расположенном в 1,5 км от села Рометан и в 5 км от Бухары. Его могила находится в этом же селении. С детства он стремился к знаниям и большую часть времени посвящал изучению исламских наук. Поступив на воспитание к Али Ромитани, Мухаммад начал тренировать свое тело. Вскоре он стал отличаться от своих сверстников и достиг высоких степеней (макам).

Перед смертью Али Ромитани выбрал своим преемником Ходжу Мухаммада Самуси и повелел своим сподвижникам следовать за ним и подчиняться ему.

Шейх Мухаммад Самуси предсказал появление на свет шейха Мухаммада Бахауддина Накшбанди. Каждый раз, проходя через село Каср Хиндуван, где впоследствии родился шейх Бахауддин, Мухаммад Самуси говорил своим мюридам: «Я чувствую исходящий из этой земли запах “арифа”». Однажды, проходя через это село, он промолвил: «Я чувствую, как этот запах усилился. Я думаю, что этот человек уже родился». Это произошло через три дня после рождения шейха Бахауддина Накшбанди. Его дедушка почти сразу пришел к шейху Мухаммаду Самуси, неся внука на руках. Шейх промолвил: «Это наш сын, и мы принимаем его». Затем он обернулся к своим сподвижникам и произнес: «Поистине, это о нем я часто говорил вам, когда чувствовал запах, исходящий из этой деревни».

У шейха Мухаммада Самуси был небольшой сад в селении Самус. Он часто посещал его и ухаживал за деревьями, посвящая этому занятию много времени. Всякий раз, когда он начинал резать ветвь, у него отключались чувства [связывающие его с этим миром] и инструмент выпадал из рук. Он долго оставался в таком состоянии. У него было четыре преемника. Его благодать распространилась во все стороны света, где ступала нога человека, а светом его знаний осветились все тайные уголки. Он был самым лучшим из избранных (хавас) восьмого столетия. Он был пределом, которого в свое время никто не смог достигнуть. Умер он в родном селе, где и похоронен. Тайну благородной духовной преемственности от него принял шейх Сайид Амир Кулали.

 

Зиярат Ходжи Сайида Амира Кулали

Находится недалеко от Бухары в селении Сухор

Сайид Амир Кулали родился в 717 году по хиджре в селении Сухор, недалеко от Бухары. Его мать рассказывала, что, когда Сайид Амир находился во чреве, она не могла есть подозрительную и сомнительную еду — у нее начинал болеть живот, поэтому она старалась есть только очень чистое.

В молодости Сайид Амир был прекрасным борцом. Для того чтобы сразиться с ним, специально приезжали известные в то время борцы из разных стран, и множество людей собиралось смотреть на их поединки.

Однажды шейх Мухаммад Баба Самуси со своими мюридами пришел туда, где проводились состязания. Мюриды стали шептаться: «Зачем это шейх пришел сюда?» А Мухаммад Баба Самуси, посмотрев на них, сказал: «На этом меджлисе присутствует высокочтимый человек, баракятом которого на путь Истины будет наставлено множество людей». Он направил свой сердечный взгляд на Сайида Амира, и тот почувствовал это. Следуя за Мухаммадом Самуси, он пришел в его дом. Баба Самуси сделал ему талкин-зикр, научил основам тариката и сказал: «С сегодняшнего дня ты мой сын».

Под руководством шейха Мухаммада Самуси Сайид Амир учился двадцать лет. Каждый понедельник и четверг, пройдя около 10 км из Бухары, он совершал зиярат к Самуси. Таким образом, своим усердием в исполнении зикра Сайид Амир поднялся на высокий уровень муршида. У него было четыре наследника: Ариф Дик Карани, Джамалуддин Дасатани, Ядикар аль-Кунсуруни, шейх Бахауддин Накшбанди.

Сайид Амир Кулали прожив около девяноста лет, умер 8-го числа месяца джумадуль ахир 772 г. хиджры (28 ноября 1370 года по григорианскому календарю) в Бухаре. Его зиярат находится в трех километрах от зиярата Мухаммада Накшбанди.

 

Зиярат Ходжи Бахауддина Мухаммада Накшбанди

Бахауддин Мухаммад Накшбанди (1317–1389) — основатель суфийского ордена «Накшбандийа», родился в деревне Каср-и Хиндуан («замок индусов»), которая в дальнейшем была переименована в Каср-и Арифан («замок, познавших божественную истину»), в 10 км от Бухары. Его отец был ткачом и чеканщиком («накшбанд»— чеканщик). Первым его учителем был шейх Мухаммад Баба Самуси.

Согласно традиции «накшбандийа», свое духовное посвящение Бахауддин получил от Гиждувани. Накшбанди увидел Гиждувани во сне, и тот велел ему стать учеником бухарского шейха Сайида Амира Кулали. Бахауддин пришел к Сайиду Кулали как «увайси» — тот, кто начал свой путь самостоятельно, без руководства шейха.

После этого он воспитывался у знаменитых турецких шейхов Кусама и Халиля Ата. Он трижды совершал паломничество. По возвращении из Хаджа он посетил Мерв, после чего жил в Бухаре до последних дней своих.

Основой накшбандийского тариката является познание Аллаха, стремление к Его удовлетворению и поминание Аллаха скрыто, сердцем.

Накшбанди принадлежат следующие слова: «Наш путь к Богу лежит не через отшельничество, отшельничество приносит славу, и за славой кроится смерть. Добрые дела обнаруживаются среди людей».

После смерти Бахауддин стал считаться покровителем Бухары. Бухарцы очень часто произносят следующее заклинание: «Бахауддин болло гордон» («Отведи беду, Бахауддин»).

Бахауддин был похоронен в своем родном селении. Вокруг его могилы оформился мемориальный комплекс. В XVI веке по приказу Шейбани хана Абдул Азизхана у могилы шейха были построены ханака и мечеть.

Не прекращается поток паломников к могиле шейха. Каждую пятницу люди проводят на территории комплекса религиозные мероприятия и совершают жертвоприношения.

Недалеко от этого комплекса расположен другой комплекс, состоящий из мечети, водоема и могил матери Бахауддина Накшбанди и его учителя — Сайида Амира Кулали.

Все эти святыни нижегородские мусульмане могли видеть воочию, а наши читатели имеют возможность ознакомиться с их подлинными фотографиями.

Участники поездки выражают искреннюю признательность всем, кто помогал в организации путешествия, а также благодарят всех, кто оказал им теплый прием и гостеприимство.

Могила имама аль-Бухари

 

Могила Кусам ибн



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.