Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №94–95 — Упрощенное знание
08.06.2009

В рамках серии публикаций, посвященных 1310-летию со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, которое отмечается в этом году, мы публикуем отрывок из одного из богословских трактатов, связанных с его именем. Трактат «Упрощенное знание» (аль-Фикх аль-абсат) не принадлежит перу самого Абу-Ханифы, а представляет собой конспект беседы с ним: трактат составлен в виде диалога Абу-Ханифы с его учеником Абу-Муты аль-Балхи, который посещал Абу-Юсуфа в Багдаде, а в юности ездил в Мекку и Куфу к Абу-Ханифе, в результате чего и появилось данное произведение. Публикуем с незначительными сокращениями.

 

О предопределении

Рассказывал нам Али ибн Ахмад со слов Нусайра ибн Яхьи: слышал я, как Абу-Муты говорил:

 

Абу-Ханифа сказал:

— Рассказал нам Хаммад со слов Ибрахима, а тот — со слов Абдаллаха ибн Масуда, что Божий Посланник сказал: «Когда кто из вас создается, то во чреве матери сорок дней он пребывает семенем, после сгустком крови, после разжеванным мясом. Затем Бог посылает к нему ангела, который записывает его удел, его срок [жизни], быть ли ему несчастным или счастливым. Клянусь Тем, кроме Кого нет бога, что если человек будет творить деяния обитателей Ада, пока не окажется на локоть вблизи него, но настигнет его предначертанное, и он пред кончиной сотворит деяния обитателей Рая, то быть ему в Раю! А если человек будет творить деяния обитателей Рая, пока не окажется на локоть вблизи него, но затем пред кончиной сотворит деяния обитателей Ада, то войти ему в Ад!»

— А что Вы скажете о том, кто, призывая к доброму и удерживая от дурного, выступил против общины, собрав вокруг себя единомышленников? Вы одобряете это? — спроси я Абу-Ханифу.

— Нет.

— Почему, ведь Бог и Его Посланник повелели призывать к доброму и удерживать от дурного? Такова предписанная обязанность.

— Так и есть. Однако кровопролития, лишения людей неприкосновенности, грабежа имущества — той порчи, которую они этим натворят, будет гораздо больше принесенной пользы. Бог гласил: «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет вероломен против другого, то сражайтесь с тем, который вероломен, пока он не обратится к Божьему повелению» (49:9).

— Мы должны мечом сражаться против вероломного отряда?

— Да, но сперва прибегнув к увещеванию. И лишь если они не примут [увещеваний], то следует сражаться с ними. Надлежит быть вместе с правым отрядом, даже если предводитель его и неправеден. Ибо Пророк сказал: «Вы не станете отвечать н    и за кривду того, кто неправеден, ни за праведность того, кто праведен, — вам ваша награда, ему — его грех».

 

Рассказал мне Хаммад со слов Хариса ибн Малика, который был учеником Муаза ибн Джабаля аль-Ансари: Когда к Муазу подступила смерть, Харис заплакал.

— Харис, почему ты плачешь? — спросил Муаз.

— Не смерть Ваша печалит меня, — ответил он, — ибо знаю, что «будущее для тебя лучше настоящего» (93:4), но кто же после Вас будет [моим] учителем? (по другому повествованию: но кто же после Вас будет [моим] наставником?).

— Успокойся. С тобой Абдаллах ибн Масуд.

— Оставьте мне наставление, — попросил Харис. Муаз завещал ему то, на что была Божья воля. А затем добавил:

— Остерегайся ошибок ученых!

— А если кто скажет [о себе], — спросил я Абу-Ханифу — что он войдет в Рай?

— Лжет. У него нет об этом знания. Верующий — он может как войти в Рай по вере своей, так и из-за грехов своих попасть в Ад.

— А если скажет, что он попадет в Ад?

— Лжет. У него нет об этом знания, и он, видимо, уже не надеется ни милость Божью! Однако следует говорить: «Я истинно (хаккан) верующий», ибо не стоит сомневаться в своей вере.

— Вера человека подобна вере ангелов?

— Да.

— А если он мало усердствует [в делах веры], то он тоже истинно верующий?

— Рассказывали мне такой хадис о Харисе.

 

Пророк как-то спросил его:

— Как ты встретил утро?

— Истинно (хаккан) верующим, — ответил он.

— Смотри, что говоришь, ведь за всякой истиной (хакк) что-то должно стоять. Что стоит за твоей верой?

— Я отвернулся от этого мира так, что днем [в посте] я мучаю себя жаждой, а ночью [в бдениях] не даю себе спать. Я словно вижу Трон моего Господа. Словно взираю на жителей Рая, что ходят друг к другу в гости. Словно вижу обитателей Ада, когда они мучаются в нем…

— Ты на верном пути. Продолжай. Ты на верном пути. Продолжай, — сказал Божий Посланник. Затем, [обратившись к людям], добавил: — Кто хочет увидеть человека, чье сердце Бог озарил светом, пусть взглянет на Харису!

— О Божий Посланник! Помолись Господу, дабы стать мне мучеником за веру!

Пророк помолился об этом. Хариса умер как мученик за веру.

 

— Как относиться к [суждениям] людей, которые говорят: «Верующие не войдут в Ад»?

— В Ад будут входить только верующие!

— А как же неверные?

— А они в этот день уверуют.

— Как так?

— Ибо Всевышний гласил: «И когда они увидят Нашу мощь, то скажут: «”Мы веруем в Единого Бога и отрекаемся от того, что были многобожниками!” Но не поможет им их вера, [приобретенная лишь] после того, как узрели они Нашу мощь» (40:84–85). Тот, кто незаконно сгубил душу, или воровал, или разбойничал на дорогах, или распутничал, или был нечестивцем, или прелюбодействовал, или пил вино, или напивался, есть нечестивый верующий, но не неверный. За содеянное он будет наказан в Аду, но за веру свою выйдет оттуда. Но кто уверовав во все то, во что надлежит веровать, скажет: «Я не знаю, были ли Моисей и Иисус посланниками [Божьими] или не были таковыми», — тот впадает в неверие! Кто скажет: «Я не ведаю, быть ли неверным в Раю или в Аду», — тот впадает в неверие! Ибо Всевышний гласил: «А те, которые не веровали, им — огонь геенны; их там не порешат, так что они умрут» (35:36); «Им наказание огня» (85:10); «Для них сильное наказание» (3:4). Дошли до меня слова Саида ибн аль-Мусайиба, который сказал: «Кто не считает, что пристанище неверных — Ад, тот сам под стать им!».

— Поведайте мне о том, кто верует, но не совершает намаз, не постится и вообще не делает ни одного из подобных деяний. Будет ли какая польза ему от веры?

— Он во власти Бога: пожелает — накажет, пожелает — помилует. Кто ничто не отрицает из Его Писания, тот — верующий.

 

Некоторые ученые рассказывали мне, что когда Муаз ибн Джабаль прибыл в город Хомс, жители города собрались вокруг него, и один юноша задал вопрос:

— Что Вы скажете о том, кто совершает намаз, постится, исполняет хадж к Дому, сражается на Божьем пути, дает свободу рабам, выплачивает закят, однако сомневается в Боге и Его посланнике?

— Быть ему в Аду!

— А что Вы скажете о том, кто не постится, не совершает намаз, не исполняет хадж к Дому, не выплачивает закят, однако верует в Бога и Его посланника?

— Я надеюсь, что он [спасется], но и боюсь за него.

— Стало быть, — воскликнул юноша, — нет пользы ни в одном из деяний, если есть сомнения, равно как ни в чем не будет вреда, если есть вера.

— Нет более знающего в этой долине, чем сей юноша! — сказал Муаз, когда юноша ушел.

 

— С неправыми, — продолжил Абу-Ханифа, — сражайся из-за их неправоты, а не из-за их неверия. Будь вместе с правым отрядом, даже если его правители и неправеден. Но не будь вместе с неправыми! Если в общине будут нечестивцы и тираны, то там будут и благочестивые, что помогут тебе против них. Если же вся община вероломна, то оставь ее и иди к другим. Бог гласил: «Не пространна ли была Божья земля, чтобы найти вам убежище на ней?» (4:97). И гласил также: «Земля моя обширна, и Мне поклоняйтесь» (29:56).

— Рассказывал нам Хаммад, — продолжал Абу-Ханифа — со слов Ибрахима [ан-Нахи], а тот — со слов [Абдаллаха] Ибн-Масуда, как Божий Посланник сказал: «Если на некой земле возобладает грех и ты не сможешь изменить это, то отправься в другую [землю] и там поклоняйся своему Господу». Некоторые ученые рассказывали со слов одного из сподвижников Божьего Посланника, что Пророк сказал: «Кто, опасаясь смуты, из одной земли отправится в другую, где не будет над ним страха, тому Бог запишет награду семидесяти правдолюбов».

— И сказал Абу-Ханифа: Кто скажет: «Я не знаю, Господь на небе или на земле», тот — проявляет неверие, — сказал Абу-Ханифа. — Также и с тем, кто скажет: «Он на Троне, но я не знаю, этот Трон на небе или на земле». К Богу взывают, обращаясь наверх, а не вниз, ибо «низ» не является Божественным качеством. Это подтверждает то, что передается в одном хадисе:

           

Некий муж привел к Пророку черную невольницу и сказал:

— Я должен отпустить на волю верующего невольника. Она подойдет?

— Ты верующая? — спросил ее Пророк.

— Да, — ответила она.

— Где Бог? — спросил он.

И невольница показала на небо.

— Освободи ее. Она верующая! — сказал Пророк.

           

— Кто скажет, — продолжил Абу-Ханифа, — «Я не знаю, есть ли могильное наказание», тот есть пропащий джахмит, ибо он отрицает Божьи слова: «Мы их накажем дважды» (9:101), где Он [под первым наказанием] имеет в виду наказание в могиле. [А также отрицает] слова Всевышнего: «Тем, кто поступал вероломно, еще кроме этого наказание» (52:47), то есть [наказание] в могиле. А если кто скажет: «Я верую в эти аяты, но не верую в их смысл и значение», то он неверный, ибо в Коране [должно признавать и] Ниспослание аятов и их толкование. А если кто станет отрицать это, тот впадает в неверие.

— Рассказал мне со слов Минхаля ибн Амра, — сказал Абу-Ханифа, — тот — со слов Ибн-Аббаса, что Божий Посланник сказал: «Худшие в моей умме те, кто говорят: ”Я войду в Рай, а не Ад”».

Рассказал мне Абан со слов Хасана, который сказал: «Посланник Божий сказал: ”Бог говорит: ”Не селите моих слуг ни в Раю, ни в Аду, пока Я, Который рассудит их в День воскрешения, Сам не определю им пристанище”».

— Поведайте мне об душегубе и молитве за ним, — спросил я.

— Молитва за каждым благочестивцем и грешником допускается. Ты получишь свою награду, а за свой грех он ответит сам.

— Поведайте мне о тех, кто с мечами в руках воюет против народа, убивает их и приносит им горе.

— Таких много, но всем быть в Аду! Абу-Хурайра передает, что Посланник Божий сказал: «Сыны Израилевы распались на семьдесят две группы. Моя же умма распадется на семьдесят три группы — все они сгорят в Аду, кроме самой большой».

Рассказал мне Хаммад [ибн Абу-Сулайман] со слов Ибрахима [ан-Нахи], а тот — со слов [Абдаллаха] Ибн-Масуда, что Посланник Божий сказал: «Кто осквернит Ислам нечистью, тот погибнет! Кто привнесет [непозволительное] новшество, тот станет заблудшим. А кто станет заблудшим, тому быть в Аду!».

 

Из книги Рустама Батрова «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Под общ. редакцией
Д. В. Мухетдинова. — Нижний Новгород — Ярославль, 2007.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.