Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №94–95 — Великий подвиг советского народа: взгляд на Центральную Азию
08.06.2009

День Великой Победы, бывший праздником единства советского народа, превратился в день раскола. Даже в некоторых странах СНГ героями стали те, кто сражался против Красной армии.
В их учебниках истории Россия и СССР представлены как государства-агрессоры, Советский Союз и гитлеровская Германия превращены в монстров, уничтоживших миллионы людей. Но и в городах Центральной России местное население смотрит на выходцев из стран СНГ как на чужаков. В сегодняшних российских учебниках трудно найти упоминание о жертвах войны среди нерусских народов. По самым скромным подсчетам, на фронтах Великой Отечественной войны погибло более миллиона двухсот тысяч уроженцев Центральной Азии. Сотни тысяч числятся пропавшими без вести. Но эти потери не были бессмысленными. Именно казахстанские дивизии сыграли ключевую роль в самые напряженные дни обороны российской столицы.

 

9 мая 2009 г., пл. Регистан, г. Самарканд, делегация нижегородских мусульман

во главе с гл. редактором газеты «Медина» Дамиром Мухетдиновым

 

Эта память до сих пор жива среди народов Туркестана. Во время нашей поездки по Средней Азии 8 мая мы присутствовали на джума в Соборной мечети Ташкента. Имам вспоминал подвиг более полутора миллионов узбекистанцев в сражениях Великой Отечественной войны, причем четыреста двадцать тысяч из них погибли на фронтах. Нельзя забывать, что в отличие от мусульман Волго-Уральского региона царское правительство не призывало туркестанцев в действующую армию. В первые годы советского режима они были вовлечены в военные действия в своем регионе, где вооруженное противостояние (называемое обычно борьба с басмачами) продлилось до 1930-х гг. Советский режим уничтожал не только боровшихся с оружием, но и имамов, буржуазию, светскую интеллигенцию и даже партийных и советских работников. Как всегда больше всего от пуль и голода гибли простые люди. Но в дни Великой Отечественной они не стали предъявлять претензии к режиму (как это произошло в Прибалтике и многих регионах Украины), а встали на защиту своей общей Родины

Так что у уроженцев Центральной Азии не было опыта участия в полномасштабной войне. Огромной проблемой было незнание русского языка, так как его обязательное преподавание начало вводиться только с 1938 году. Характерны, например, воспоминания учителя Бобояра Худойкулова. Как многие интеллигенты той эпохи, помимо таджикского языка он владел еще и узбекским, казахским, татарским и немного азербайджанским. Поэтому за ним закрепили отряд, который состоял в основном из тюркоязычных и таджиков: «Вначале с ними было очень трудно. Многие не знали русского языка, поэтому не понимали команд. Когда им велели “Лежать!”, они бежали, когда же давали команду “Бежать!”, то от незнания языка терялись и по этой причине многие становились легкой мишенью для врага. А если кого-то убивали в бою, то другие собирались над ним и громко его оплакивали, выкрикивая “Вой дод!”, а вражеские бомбардировщики, увидев скопление людей, бросали на них бомбы». Но, как известно из источников, в первой атаке зачастую гибло большинство солдат, независимо от знания языка.

Глубоко патриотичную позицию с первых дней войны заняли имамы Туркестана. Среди них ведущую роль играл будущий муфтий Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ) Эшон Бабахан. Создание САДУМ в 1943 году являлось признанием лояльности мусульман региона советскими властями.

Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана приняло Обращение ко всем мусульманам, в котором говорилось: «Мы, мусульманские богословы и представители верующих Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана, от имени всех мусульман адресуем это Обращение вам, наши дорогие сыны и братья! Плечом к плечу со всеми народами сражайтесь, как храбрые львы, против нацистских захватчиков, уничтожайте ненавистных фашистов так, чтобы ни один из них не остался на нашей планете! Защищайте каждую пядь нашей земли и укрепляйте свои ряды железной дисциплиной. Мы призываем всех верующих молиться Аллаху и просить Его помочь нашим солдатам и ниспослать быструю победу над врагом».

В грозные годы войны муфтий Эшон Бабахан мобилизовал муфтият на работу по оказанию помощи фронту. Здесь организовывали сбор одежды для солдат и денежных средств для производства оружия, был создан постоянный комитет для оказания материальной помощи и моральной поддержки семьям фронтовиков, родственникам погибших и пропавших без вести воинов. Мусульмане региона собрали и передали фронту денежные средства и продовольствие. Туркестанцам повезло: на их землю не вступили нацистские полчища. Все годы войны они работали на одну страну и молились за победу одной армии в отличие от многих христианских клириков по ту сторону фронта.

Имам мечети религиозного центра Хаст Имам читает праздничную хутбу

посвященную Дню Победы, г. Ташкент, 8 мая 2009 г.

 

Как и у татар, потомки былой мусульманской элиты оказались наиболее грамотной частью населения. Поэтому их охотнее брали на фронт. Так, внук ташкентского Тилла Шайха — Эхсон Низамов стал специалистом с высшим образованием, участвовал в войне, получил звание капитана и даже стал заместителем министра местной промышленности Узбекской ССР. Но в 1951 году ему припомнили родовые корни. Эхсон Низамов честно ответил: «Я слышал, что мой дед был богатым человеком, верующим, но не духовным служителем, да, он построил не одну, а четыре мечети, из них три — для своих сыновей». Разумеется, что с заседания Ташкентского горкома КПСС он вышел уже без партбилета и смещенным со своего поста.

В дни войны Ташкент стал одним из центров эвакуации. Узбекистан принял и разместил сотни эвакуированных из России, Украины, Белоруссии заводов и фабрик, научные институты и конструкторские бюро, киностудию и театры, миллионы беженцев. Образ военного Ташкента передан во многих фильмах и книгах, но его гениальное отображение дано в «Двадцати днях без войны» Алексея Германа, где Юрий Никулин проявил себя как великий трагический артист. Русский и узбекский пацаны, работающие без устали на фронт, стали символом этого безмолвного и великого подвига. Никулин почти ничего не говорит, он просто поднимает на руки этих детей, чье детство украла война.

Страшнее всего большая война для самых маленьких. И нет ничего трагичнее для ребенка, чем отсутствие родного дома. Великим примером доброты человеческой стали кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри Ахмедова. В начале Великой Отечественной войны после обращения женщин Ташкента ко всем женщинам Узбекистана с призывом проявить материнскую заботу об эвакуированных детях они взяли на воспитание 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин. Можем ли мы это забыть и кем мы будем после этого?

Земля Туркестана принимала российских мусульман, бежавших от войск Ивана Грозного в XVI веке и от коллективизации и «безбожной пятилетки» в веке XX. Но наша родина — на Волге, Каме, Агидели и Суре, а не Амударье и Сырдарье. Великий татарский певец Ильхам Шакиров вспоминал, как в годы застоя на гастролях в Средней Азии он призывал своих соплеменников вернуться в родные края. Многие это сделали, некоторые добровольно, некоторые не совсем...

Народам Средней Азии захотелось пожить без старших братьев, но жизнь там совсем нелегка... Миграционный поток с юга пришел на место потока с севера. И в вымирающей России все чаще слышится южная речь, и все больше растет негатив к представителям этих народов. Но у нас есть память о нашей общей Великой Победе и ее героях. Память, которая должна нас объединять в наши нелегкие, но, слава Богу, мирные времена.

 

Дамир МУХЕТДИНОВ, кандидат политических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.