Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №82
02.10.2008

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Уроки истории

В издательстве «Просвещение» подготовлен новый учебно-методический комплекс — книга для учителей и учебник для 11-го класса «История России 1900–1945», который станет базовым для изучения в отечественных школах. На сайте данного издательства анонимно была опубликована концепция учебника, которая вызвала очередную волну споров и протестов со стороны общественности, специалистов, представителей ряда СМИ.

Особенно много споров вызвала трактовка авторским коллективом событий периода репрессий 30–50-х гг. В частности, отмечается, что Сталин в новой подаче выступает «в роли эффективного менеджера, а те средства, которые он использовал, вполне можно оправдать во имя высоких целей». Такой вывод и впрямь можно сделать из цитаты, в которой описывается концепция авторов в отношении «большого террора»: «Важно показать, что Сталин действовал в конкретной исторической ситуации, действовал как управленец вполне рационально — как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное общество, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война».

О том, можно ли рассматривать террор как эффективную политтехнологию, а также о том, насколько объективно освещают учебники прошлое вообще и роль мусульман в истории России в частности, рассказывает ученый и мусульманский общественный деятель, кандидат исторических наук Дамир ХАЙРЕТДИНОВ.

— Как вы оцениваете новый учебник истории с его идеей о репрессиях как эффективном менеджменте? И насколько в наших учебниках истории, как школьных, так и вузовских, вообще достоверно излагается именно история, а не какая-то идеология?

— Перед составителями учебников истории стоит непростая задача. Дело в том, что история всегда была наукой, скажем так, придворной, и поэтому в соответствии с тем политическим курсом, который выбран, необходимо оценивать прошлое. Мы знаем, что одно и то же событие, даже на наших глазах, неоднократно получало разные оценки.

Но какие бы изменения ни происходили, нет никаких сомнений в том, что Сталин был тираном и диктатором. Вот у мусульман относительно этого сомнений быть не должно.

Однако не надо забывать, что ему противостояли точно такие же мракобесы, диктаторы. Ни Гитлер, ни Черчилль, ни Рузвельт — никто из них не был, что называется, политиком с белыми ручками. Во внешней политике Сталину приходилось действовать адекватно тем вызовам, с которыми он сталкивался.

В оценках внутренней политики сегодня также появляются неоднозначные утверждения. Пишут, что террор 1937-го года был развязан не Сталиным, а его окружением, которое пожирало друг друга, — Ягодой, Ежовым, Вышинским, Берией и т. д. Они вот, мол, друг друга съедали, а Сталин сам по себе к этому не причастен. Геноцид кавказских народов, крымских, закавказских мусульман и других народов СССР — что Сталин к этому не причастен, это все диктовалось Лаврентием Берия.

Я думаю, что все это неадекватные выводы. Конечно, Сталин был в курсе. Возможно, он исходил из каких-то государственных интересов. Хотя на самом деле мы понимаем, что в вопросе высылки кавказцев в нем проявился тот самый национализм, к сожалению, который сегодня мы видим воочию у Михаила Саакашвили.

Точно так же Сталин обращался с закавказскими мусульманами, с территорией Карачая, Балкарии, которые были очищены от коренного населения и переданы в состав Грузии. Турки-месхетинцы, турки-османы, которые проживали в Абхазии, Аджарии, Поти, депортированы, кстати говоря, уже после войны. За ними пошли по этому же пути армяне-мусульмане и курды-мусульмане Закавказья.

То есть преступлений там множество. Обелять Сталина ни в коем случае нельзя. И учебники должны адекватно оценивать политику государства, с одной стороны, а с другой — должны давать объективную оценку непосредственно личностям.

— Присутствуют ли хоть в одном из учебников истории объективные данные о вкладе мусульман в становление и развитие России?

— Достоверных данных о роли мусульман в истории России в наших учебниках нет. Это можно сказать однозначно. Достаточно посмотреть, что там говорится про Брестскую крепость, как она воевала в самые первые дни войны, что там говорится про Горскую дивизию времен Первой мировой войны. А ведь и там, и там вклад мусульман был весьма существенным.

Да, и вот самое интересное — корниловский мятеж. Мы сейчас изучаем материалы для одного из словарей серии «Ислам в Российской Федерации», и, оказывается, ключевую роль в этом событии сыграло то, что мусульманские политики уговорили своих единоверцев-кавказцев, которых вызвал Корнилов для взятия столицы, этого не делать, и те согласились. В войсковом соединении, которое шло на столицу, были в основном ингуши, а также представители других народов Северного Кавказа.

То же самое мы можем сказать о событиях Смуты, когда благодаря мусульманам хаос резко пошел на спад. Именно мусульмане уничтожили польского ставленника Лжедмитрия II.

И так далее. Ничего этого в наших учебниках не отражено.

Все время говорится о Юсуповых — понятно, роль их велика, при этом, конечно, упоминается, что они крещеные князья татарского происхождения, а вот то, что представители этого рода, даже уже будучи христианами, очень много помогали Исламу, в частности строили мечети в Крыму и т. д., об этом нигде и никогда не говорится.

Вот еще интересный момент. Нам специально привезли из Пензы для работы над одним из словарей серии «Ислам в Российской Федерации» Наровчатскую энциклопедию, это один из городов Пензенской области. Там приведено так много фамилий местных князей, по происхождению мусульманских, татарских и прочих, — все они крещены, но не описано ни одного мусульманина. Это очень характерно для всей нашей историографии.

— Правда ли, что в некоторых учебниках истории татар называют людоедами и обвиняют во всех смертных грехах, а Ислам преподносят как недоразвитую религию диких и воинственных бедуинов?

— О людоедах я читал лишь в Интернете, сам я лично с этим «произведением» не знаком. Ну, а то, что татар на Руси всегда обвиняли во всем, в чем только возможно, это нормально для нашей страны. У нас принято всегда кого-нибудь в чем-нибудь обвинять. Потому что нет объективного взгляда на самого себя. Когда-то были татары виноваты, потом — немцы и т. д.

Я даже не могу сказать, что это такой бытовой национализм. Это чуждые на самом деле идеи мессианства, которые привиты в России. Нам очень долго давали понять, что, мол, именно наша страна должна спасти всех на свете. Я думаю, для начала было бы неплохо, если бы она спасла саму себя и нас всех, вместе взятых.

А вот неверный образ Ислама — это весьма характерный для наших исторических пособий штрих. Отдельно татар как национальность, кавказцев, как различные этнические группы, мусульман как конфессиональную группу и Ислам как религию часто выставляют в недоразвитом состоянии.

Это, видимо, насаждалось в течение веков, затем в СССР религия подавлялась вообще, однако в отношении некоторых народов были предприняты определенный шаги, половинчатые, на мой взгляд, но и то достаточно прогрессивные, по пресечению бытового национализма со стороны большинства. Но на сегодняшний день все это возобладало, мы опять ищем спасения в XIX, а то и в XVIII и XVII веках. Я не думаю, что решение проблем надо искать именно там, но многие чиновники тянут нашу страну назад.

— То есть они берут оттуда некую псевдорусскую идеологию?

— Да. И отсюда рождаются совершенно несостоятельные концепции на сегодняшний день. Это та самая «русская доктрина» митрополита Кирилла, под которой подписались очень многие известные политические фигуры.

На мой взгляд, это один из ярких штрихов того, чем живет сегодняшняя Россия. Она живет воспоминаниями о своем великом прошлом, в частности дореволюционном, о том, как там было все хорошо. А на самом деле эта история крайне идеализирована, в том государстве была масса внутренних противоречий, благодаря которым оно и развалилось.

— Мы до сих пор не знаем своего прошлого. Кто виноват, что у нас сложилась такая ситуация, в том числе с отражением роли мусульман в истории Российского государства?

— Кто виноват? Трудно тут возложить вину на кого-то определенно. Проблема мусульман в том, что мы не особенно-то и стремились, во-первых, сами узнать свою историю до недавних пор, а кроме этого, в адекватных формах понятно ее донести до представителей других конфессий и этнических общин. Проблема же окружающих — что они не очень хотели на объективную историю обращать внимание.

В этой связи я опасаюсь, что со временем, к примеру, тот вклад, который внесли мусульмане в разгром грузинского вторжения в Южную Осетию, а он был крайне весомый, о чем мы знаем сегодня, может подзабыться.

Затем мусульмане опять могут оказаться виновными в событиях теперь уже на Северном Кавказе. Это происходит в условиях, когда почти все, что касается Ислама, подается в негативном черном свете, а самые значимые, крайне важные для России события — в них позитивное участие мусульман игнорируется. Я думаю, что идет в том числе целенаправленная исламофобская политика центральных СМИ, наших ведущих каналов ТВ и газет, в том числе государственных.

Беседовала Эльмира ХАКИМЖАНОВА
Материал Islam.Ru




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.