Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
«Медина аль-Ислам» №82
02.10.2008

НАШ ИСЛАМ

Апологетика Ислама (ТАФСИР)

Есть ли в Исламе духовенство?


Муфтий Регионального Духовного управления мусульман
Свердловской области Сибгатулла Сайдуллин
(Фото Алексея Старостина)

Вопрос: Есть ли в Исламе духовенство? Почему ваши имамы и муфтии не могут отлучить от Ислама террористов?

Ответ:

Иногда приходится слышать и от некоторых мусульман об «исламском духовенстве», о каких-то параллелях с христианским духовенством. Муфтиев сравнивают с епископами, патриархами. В связи с этим необходимо внести ясность в понимание термина «мусульманское духовенство» и в понятие «духовенство» вообще.

Откуда взялось жречество

Еще в Древнем Шумере ослепленный духовным невежеством человек, поклонявшийся множеству придуманных им самим богов, пришел к мысли, что невозможно совместить постоянное угождение всем богам одновременно с необходимостью работать, воевать, вести семейную жизнь и проч. И тогда он решил создать свои собственные каменные изображения, написать на них свои имена и выставить их в храме, чтобы они были полномочными посредниками — молитвенниками за изображаемых ими людей, как бы ритуальной заменой их хозяев.

Нетрудно представить, как развивалась потом эта система отношений: место каменных «предстоятелей за народ» и посредников в общении с богами заняли живые «предстоятели за народ» — профессиональные жрецы (по-русски: священники, «те, кто освящает жертвы»), заверявшие, что с этой ролью они-то справятся — проверить невидимое очень трудно. Чтобы верующие доверяли им общение с богами, был установлен особый ритуал — обряд посвящения в сан жреца, целью которого являлось подтверждение общиной получения этим священнослужителем как бы свыше особых полномочий быть эксклюзивным, незаменимым посредником во всех взаимоотношениях богов с людьми и людей с богами.

Как писал Макс Вебер, «откровение и меч... вводили новые отношения. Однако после смерти пророка или военного предводителя возникал вопрос о преемнике. Решался ли этот вопрос посредством... избрания по харизме, посредством назначения наследника рукоположением или по наследственной харизме, с этого момента всегда начиналось в том или ином виде господство правил. ...начинается процесс господства традиционализма. ...окружающие харизматического властителя ученики, апостолы, последователи становятся священниками, вассалами, прежде всего должностными лицами».

Избранничество Богом, не зависящее от людей, подменяется человеческими правилами и человеческим же избранием на постоянную, по сути профессиональную, должность. А там, где есть профессиональная должность, появляется свой профессиональный клан, корпорация, имеющая свой клановый интерес. Широко известно и сейчас про жрецов Осириса и Исиды, Орфея и Аттиса, Митры, Ваала, Зевса и т. д. Для руководства отправлением культа они создавали сословия или касты, в которую принимали только «посвященных». Для воздействия на массы жрецы применяли различные эффекты гипнотического характера и магию. Жреческие касты обладали несметными богатствами и политическим весом.

«Можно определять священнослужителей и как функционеров регулярно действующего, организованного предприятия по оказанию влияния на богов в отличие от индивидуальных действий колдунов, происходящих от случая к случаю. Между крайними типами этой противоположности существует скользящая шкала переходов, но в своих “чистых” типах... признаком священства можно считать наличие каких-либо постоянных мест культа в сочетании с определенным аппаратом культа. Решающим для понятия священнослужителя можно считать то, что эти функционеры состоят... на службе обобществленного социального объединения, следовательно, являются его служащими и действуют исключительно в интересах его членов, а не как колдуны, свободные в своих действиях» (Макс Вебер).

Жреческая каста, как бы облеченная эксклюзивными полномочиями на особые контакты с Небесами, стала «от имени Небес» претендовать на особый статус в обществе, на высшие судейские полномочия в оценках всей жизни общества. Тем самым жреческая каста в силу своего кланового интереса пытается регулировать поведение всего общества, ссылаясь на реальность присутствия в предметах и существах этого мира божества. По этой же причине жреческая каста во все века противилась процессам просвещения и образования широких масс населения, особенно развитию гуманитарных наук. Запрет под угрозой смерти на развитие наук о душе — например, психологии, психоанализа — закреплял иллюзию незаменимости жреческой касты во всем, что касалось души человека, и политическая власть, особенно деспотическая, монархическая, заинтересованная в оправдании своей диктатуры над большинством населения, вынужденно соглашалась с этим, тормозя развитие науки на века и тысячелетия.

Пантеизм как основа жречества

Мировоззренческой основой для оправдания существования особого института профессиональных посредников между человеком и Богом является пантеизм, когда человек дерзает представлять Творца вселенной как составную часть этой же вселенной, хотя бы и лучшую. Идеолог язычества и жречества Ямвлих в труде «О египетских таинствах» (нач. IV века н. э.) критиковал монотеизм и писал, что если Бог внемирен и недосягаем для человека по желанию самого человека, то жрецы вообще не нужны:

«Я не вижу, каким образом сотворяется и оформляется здешнее, если никакое божественное творение и никакая причастность божественным образам не простирается через весь космос в целом... Вообще это самое мнение является отрицанием жреческого служения и теургической общности богов с людьми, поскольку оно изгоняет с земли лучших. Ведь оно не утверждает ничего иного, кроме того, что божественное удалено от земного, что боги не имеют сообщения с людьми и что это место не населено ими. Стало быть, согласно этому рассуждению, даже мы, жрецы, ничему не научились от богов... поскольку ничем не отличаемся от остальных людей... Земное же... когда оказывается способным к божественному участию, непосредственно получает богов взамен собственной сущности».

Фраза «даже мы, жрецы, ничему не научились от богов, поскольку ничем не отличаемся от остальных людей» является ключевой, ибо показывает самую сущность и жречества как института, и языческого мировосприятия — пантеизма — как мировоззренческой основы для него. Таким образом, существование профессиональной жреческой касты обусловлено двумя причинами: 1) стремлением людей пользоваться покровительством высших сил без личных усилий, 2) стремлением жрецов качественно возвысить себя над остальными людьми, приписав себе исключительные полномочия на общение с потусторонним миром и на толкование его воли.

Монотеизм — религия без жречества

Единственному, Всемогу-щему и Всезнающему для общения с людьми не нужны какие-либо помощники, советники или посредники со стороны человека: Ему известны не только любая просьба и обращение всякого человека, но и каждое его тайное желание. Если Аллах по Своей милости посчитает необходимым и полезным что-либо дать человеку, то Он сделает это как всесильный Владыка, если Он посчитает это ненужным или вредным, то не сделает. Если Он слышит искреннюю молитву от человека или за человека, то Он может проявить и особую милость, но только Он один знает все обстоятельства.

Поэтому, для того чтобы стать неким советником за кого-то, т. е. посредником в общении людей с Творцом, чтобы иметь возможность побуждать Аллаха принимать или изменять Свои решения о судьбах других людей, человек должен был бы знать о состоянии душ и о делах других людях больше, чем знает Сам Всеведущий, Творец! Претендуя на такое положение, человек заявляет о претензиях быть сотоварищем (соучастником, компаньоном) Всемогущего и Всеведущего Бога в Его общении с человечеством.

Пророк Исаия, мир ему, с горечью вопрошал окружающих: разве может человек по собственной воле проникнуть в разум своего Всемогущего Создателя и «помочь» Ему в определении судеб других людей и народов?

«Скажет ли глина горшечнику: “Что ты делаешь?” ... Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его, и наставляет Его на путь правды, и учит знанию, и указывает Ему путь мудрости?... Разве ты не знаешь... что вечный, Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его неисследим» (Ис. 45:9; 40:13–15, 28).

Попытка присвоить кем-либо полномочия стать посредником со стороны человечества в отношениях с Аллахом, т. е. попытка заявить о своем равенстве, сотовариществе, компаньонстве со Всемогущим и Единственным, Творцом мироздания, именуется арабским словом «ширк»:

«Неужто они прочат в соучастники Ему таких, которые творить не могут и сами же Другим сотворены? Они не могут помощь оказать ни им, и ни себе помочь не могут… Поистине, все те, кого вы призываете помимо Бога, такие же рабы Ему, как вы» (Коран, 7:191–192, 194).

(Продолжение следует.)

Али Вячеслав Полосин,
Айдын Али-заде




Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.