Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №82
02.10.2008

НАШ ИСЛАМ

Месяц шавваль — месяц благотворительности

Закончился благословенный месяц Рамадан, одной из отличительных черт которого является проявление особой щедрости по отношению к нуждающимся. Но вслед за Рамаданом наступил месяц шавваль, который отличается не только тем, что на его первый день приходится великий праздник Ураза-байрам, но и тем, что именно в шаввале нуждающиеся смогут воспользоваться нашей благотворительностью, которую мусульмане проявляют посредством закята. О вере и благотворительности нам поможет получше узнать автор одного из самых известных тафсиров, выдающийся исламский ученый, богослов Абдулла Юсуф Али.

Вера выражается далеко не только на словах. Мы должны чувствовать Его присутствие, Его благодать. Если мы достигаем этого чувства, то пелена спадает с наших глаз — тогда любая фальшь, все сиюминутное и преходящее проявляются и не способны более порабощать нас; тогда мы способны узреть Последний день с такой очевидностью, как будто он уже наступил. Мы также ясно увидим, как вершится неустанная работа Творца в Его мире и внутри нас самих: мы увидим силу Всевышнего, Его воинство (ангелов), Его Посланников и Его послания — они уже будут не в отдалении от нас, а станут частью нашего знания, наших мыслей и переживаний. Религия должна стать для нас источником силы, а не слабости, во всех наших делах она должна вдохновлять и укреплять нас, а не служить помехой, препятствующей достижению благой цели. Если мы вынуждены принять участие в жестоком сражении или перенести тяжелые испытания и лишения, то и неверующим приходится испытывать в жизни то же самое, что и верующим, с той лишь разницей, что верующий человек полон надежды на помощь Всевышнего, тогда как у неверующего нет в этом поддержки и опоры.

Одним из проявлений веры на деле является истинная благотворительность. Но практические проявления благотворительности имеют ценность только тогда, когда они одухотворены чувством любви, вдохновляются любовью. Поэтому и выполнение наших обязанностей также облекается в разную форму в зависимости от того, по отношению к кому выполняются эти обязанности. В аятах Корана отражена мудрая последовательность при оказании помощи нуждающимся: наши родные и близкие, сироты (включая любых людей, оставшихся без помощи и поддержки); люди, оказавшиеся в действительной нужде, но не обращающиеся за помощью и не прибегающие к просьбам (наш долг — найти людей и узнать их нужды: мы должны стремиться оказать помощь таким людям прежде всего); странники, по отношению к которым мы должны соблюдать законы гостеприимства; люди, которые обращаются за помощью и имеют право о ней просить, т. е. не просто ленивые попрошайки, а те, кто ищет нашего сочувствия и содействия в той или иной форме, и нашим долгом является оказание им такой помощи.

Наши обязанности не исчерпываются проявлением благотворительности и набожности в отдельных случаях. Обращаясь к молитве и выполняя долг благотворительности, мы также должны следить за результатами наших направленных усилий; в исламском государстве практическое осуществление мусульманских добродетелей является частью государственной жизни: на государственном уровне организуются общественные молитвы, общественная помощь нуждающимся и прочие виды взаимопомощи; обеспечивается выполнение договоров и обязательств, а также другие явления общественной жизни, связанные с вопросами долга и справедливости.

При обсуждении проблем благотворительности и милосердия обычно затрагиваются три вопроса: 1) что мы должны дать? 2) кому мы должны давать? 3) как мы должны давать? Очевидно, правомерен следующий ответ. Давать нужно действительно что-то полезное и ценное, благодатное, способное помочь нуждающимся, поддержать их. Это могут быть нужная вещь или деньги, рука помощи в трудную минуту, добрый совет или доброе слово. Все, что вы ни делаете доброго, есть проявление благотворительности и милосердия. С другой стороны, если вы под знаком благотворительности выбрасываете что-либо бесполезное или вам не нужное, то в таких жестах нельзя усмотреть какого-либо милосердия и добродетели. Тем более не может быть и речи о какой-либо добродетели, если вы делаете что-то со зловредными намерениями, например, если даете нож душевнобольному или если вы даете кому-то наркотики либо лекарства, сладости или даже деньги (с целью подкупа или обольщения): такие услуги можно назвать дарами, достойными проклятия.

Кому вы прежде всего должны оказывать помощь? Многих искушает возможность заработать мирскую славу и оказать помощь с расчетом на громкую похвалу, имея в виду самоутверждение и корыстную саморекламу. При этом упускается из вида главное: помощь должна оказываться бескорыстно и тем, кто нуждается в ней прежде всего. Здесь опять-таки нельзя говорить о добродетели и милосердии; вы уподобляетесь мошенникам, обманывающим доверие страждущих. О любом благодеянии судят по мере отсутствия корысти. Прежде всего вы должны учитывать действительную степень нужды и потребности в вашей помощи: если отсутствует такое искреннее стремление, то, значит, ваши действия отмечены проявлениями эгоизма. Как должна оказываться помощь? В глазах Всевышнего добродетельной может считаться только помощь, чуждая всякого притворства, показухи и любой неискренности.

Фальшивая благотворительность людям напоказ, «чтобы люди могли это видеть», — на самом деле и не благотворительность вовсе; разумеется, в таких случаях невозможно предположить и малейшее проявление еще более высокого и благородного свойства человеческой души — милосердия. Фальшивая же благотворительность не только омерзительна, но и кощунственна, ибо она растворена в безверии. Вообще любая фальшь всегда сопутствует безверию и отступничеству — от истинной веры во Всевышнего, в будущность и Судный день. «Аллах в совершенстве видит все, что вы творите» (2:265). Неискреннюю, не идущую от души благотворительность можно сравнить с бесплодной, давно омертвевшей скалой, на которую случайно занесло горстку земли. Обильный дождь, благодаря которому плодородная почва становится еще щедрее и дает богатый урожай, смывает ничтожный слой случайно занесенной земли с этой скалы, полностью обнажая ее безжизненность, ее мертвенный каменистый скелет.

Искреннее же милосердие и благотворительность можно уподобить плодородной ниве или цветущему саду, выгодно расположенным на благодатной возвышенности. Их орошают щедрые дожди, почва впитывает и сохраняет необходимую влагу, но лишняя вода после обильного ливня уходит вниз с цветущих благодатных высот — а там всегда сохраняются здоровые и благоприятные условия, позволяющие выращивать и снимать баснословно богатый урожай. Но даже если эту плодородную, благодатную возвышенность не оросит достаточно щедрый дождь, то ее всегда напитает роса и даже этой сравнительно малой влаги будет достаточно в соответствующих условиях и для поддержания плодородия почвы, и для сохранения необходимого урожая. Так и человек милосердный, искренне благодетельный всегда здоров и надежно укреплен в своей нравственности и духовности: он пребывает в самом выгодном положении и на достаточно высоком уровне перед ликом Аллаха, чтобы снискать Его милость, а также Его дары и щедроты, которые он не пытается скопить, а то и припрятать из эгоистичных соображений, но пускает их в оборот свободно и разумно, используя свои богатства и таланты не бездумно, но широко и великодушно — ради своих ближних и на благо всего общества. В трудное для него время он усердно и добросовестно будет выполнять любую работу, довольствуясь тем, что имеет. Он стремится во всем быть угодным Аллаху и всячески укрепиться в вере.

Истинные проявления милосердия и великодушия неизменно сопровождают правоверных только на пути истинном, пути Господнем, пути искреннего служения Всевышнему и к Нему устремленном. Милосердие и искренняя благотворительность всегда бескорыстны и не нуждаются ни в каких вознаграждениях и воздаяниях в этом мире. Эти поистине высокие качества чужды всякому бахвальству и самовосхвалению. Великодушие и непритворные благодеяния не могут иметь ничего общего с какими-либо попреками, несправедливостями или унижениями, которые иные «благодетели» позволяют себе по отношению к «облагодетельствованным», — действительно милосердный и благодетельный человек и в мыслях не допустит возможности делать себе «рекламу» и хвастаться тем, что он кому-то помог в трудное время и хоть в какой-то степени (может быть, даже скорее символично) облегчил бремя нужды, обрушившейся на несчастного человека. Поистине доброта, сердечность и великодушие, закрывающие глаза на людские недостатки и прегрешения, составляют саму суть милосердия. И если за совершенное благодеяние человек не рассчитывает ни на какие награды и выгоды, то он получит (разумеется, не помышляя об этом) обильное и достойнейшее вознаграждение от Господа.

В великий день расплаты многие ценности будут смещены. Богатство, как оно понимается в этом мире, не будет более иметь ценности. Разве не следует из этого, что мы должны использовать наши богатства, которые имеем в этой жизни, так, чтобы могли обрести их в жизни последующей. Это подразумевает все виды сделок — обмен, куплю и продажу и т. д. Давайте будем тратить богатство в этом мире, где оно является ценностью, и заработаем себе «небесные сокровища». В последующей жизни каждый человек будет оцениваться за свои личные достоинства и личную ответственность; ни один не сможет помочь другому. Давайте же помогать друг другу здесь, чтобы стать праведными и благочестивыми и чтобы наш личный вклад мог быть засчитан там.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.