Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №93 — История ислама в Воронежской области
29.04.2009

Серия энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации», начатая Издательским домом в 2007 году, в ближайшее время пополнится очередным томом — на этот раз посвященным истории ислама в центральной части России. Коренным отличием этого тома от предыдущих является крайне слабая степень разработанности данной тематики академической наукой. В настоящем издании различные аспекты истории ислама и мусульман в этом регионе исследованы благодаря труду археологов, историков-архивистов, этнологов, а также журналистов и публицистов, философов, преподавателей вузов и активистов мусульманских организаций. Предлагаем вашему вниманию статью из готовящегося к выходу в свет тома «Ислам в центральноевропейской части России». Согласно данным переписи 2002 года, мусульманское население Воронежской области находится на четвертом месте по ЦФО, уступая лишь Москве, Московской и Тверской областям. Богата и уходящая в более чем тысячелетнюю древность ее история.

Склеп мечети-мавзолея у поселка Красный

История ислама в Воронежской области — неизученное явление. Самым древним его периодом следует считать эпоху Хазарского каганата (VII–X вв.), поскольку в соседних областях Украины были найдены и идентифицированы как мусульманские поселения и захоронения, родственные салтово-маяцкой археологической культуре. Автохтонное мусульманское население северо-востока Украины и юга России не исчезло в период после падения каганата (960-е гг.), как считалось ранее, а продолжало оседлый образ жизни на тех же самых землях вплоть до эпохи Золотой Орды. В частности, на территории области известны Новохарьковский могильник и синхронное ему поселение, оставленные аланами – наследниками салтово-маяцкой культуры. Данные могильника свидетельствуют о том, что исламизация постсалтовского населения, значительно растянутая по времени, в период Улуса Джучи активизировалась.

Ордынская эпоха (XIII–XV вв.) оставила на территории Воронежской области такие археологические памятники, как золотоордынские мечети-мавзолеи у поселка Красный, которые наряду с синхронным им поселением XIV века маркировали центр кочевого улуса; могильник «Олень-Колодезь» с погребенными там представителями кочевой золотоордынской аристократии; Таганский грунтовый могильник и др. В ту же эпоху зародилось и малоизученное административно-политическое образование в районе русско-ордынского пограничья в Среднем Подонье (территория Воронежской, Тамбовской и ряда других соседних областей) — Червленый Яр.

В золотоордынский период Червленый Яр управлялся не менее чем двумя баскаками, из чего можно судить о его значительных размерах. По определению Шенникова, он представлял собой «объединение нескольких татарских и русских территориальных общин без феодалов, с военно-демократическим управлением вроде будущих донских, запорожских и подобных им казаков».

Население Червленого Яра было многонациональным и поликонфессиональным. В русских источниках упоминается в первую очередь православное население, причем не только славяне, но и золотоордынские татары. За правообладание этой территорией в начале XIV века шла тяжба между сарайскими и рязанскими епископами, при этом сами червленоярцы предпочитали подчиняться Сарайской епархии. В домонгольское время на этих землях жили кипчаки (половцы), о чем свидетельствуют характерные курганы с каменными статуями («бабами»), весьма многочисленные еще до начала XIX века, особенно в бассейне Битюга. В Битюг примерно в 30 км выше его устья впадает р. Мечетка, на которой находятся мечети-мавзолеи у пос. Красный. В 30 км к юго-востоку от этого места, на р. Осеред, в конце XIX века была найдена бронзовая буддийская религиозная скульптура, изготовленная, согласно санскритской надписи, в Непале в 1306 году. Очевидно, в средней части хоперско-донского междуречья в XIV веке кочевали золотоордынские татары, среди которых имелись мусульмане и буддисты. Предположительно они были прямыми потомками половцев, в XIII веке оказавшихся в составе Золотой Орды. Шенников реконструирует взаимоотношения славянского и тюркского населения Червленого Яра как мирное сосуществование на основе постоянного хозяйственного и военного симбиоза.

После распада Улуса Джучи на этих землях происходило противостояние постордынских государств. В 1501 году сначала правитель Большой Орды хан Шейх-Ахмед построил крепость в устье р. Тихой Сосны (ныне Лискинский район), затем крымский хан Менгли-Гирей поставил свою «крепость» на др. берегу Тихой Сосны. После разгрома Большой Орды в 1502 году на эти земли претендовало Крымское ханство в качестве наследника Золотой Орды. Только в XVII веке территория нынешней Воронежской области вошла в состав Московского государства; тогда же, вероятно, все кочевое мусульманское население покинуло территорию нынешней Воронежской области. В частности, предполагается родство между татарами Червленого Яра и более поздними цненскими служилыми татарами (XVI в.) на границе современных Тамбовщины и Рязанщины. Обрусевшие потомки татар Червленого Яра проживали в северной и других частях нынешней Воронежской области. Так, память о татарах в Бутурлиновке на р. Осередь сохранялась до 1740-х гг., когда там поселились первые украинцы. Изредка в документах XVII века упоминаются воронежские служилые татары, но достоверной информации о них нет.

Новый этап истории ислама в регионе связан с Михайловским кадетским корпусом в Воронеже. По планам российских властей, это военное училище должно было готовить кадры (в том числе из мусульманских народов Кавказа и Крыма, вошедших в состав империи) для дальнейшего обучения в столичных военно-учебных заведениях. Указом от 12.02.1839 года министр внутренних дел обязывался приписать Кавказские области к числу губерний, причисленных к этому корпусу; а указом от 7.03.1839 года командир Отдельного Кавказского корпуса – определить в кадетские корпуса «детей азиатцев не старше 10 лет». Корпус был открыт в конце 1845 года. Одним из первых мусульман, обучавшихся в нем, стал Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914)— будущий лидер российского ислама, выдающийся общественный деятель и публицист, основоположник идеологии джадидизма. Он учился здесь в период 15.10.1863–11.01.1965 гг. (затем переведен во 2-ю Московскую военную гимназию). В своей газете «Тарджеман» он писал по случаю 50-летия кадетского корпуса (1895 год), что «был единственным в нем мусульманином». Эти сведения вполне историчны, так как во всем Воронеже в 1865 году проживало всего 6 мужчин «магометанского исповедания».

Ориентировочно в конце 1860-х гг. здесь же учился будущий генерал от артиллерии, первый генерал-чеченец, верховный правитель Чечни в 1919 году Эрис-Хан Султан-Гирей Алиев (1855–1920), хотя этот факт не отражен в известных его биографиях. В 1878–1880 гг. здесь учились дети сосланного в Калугу опального премьер-министра Хивинского ханства Мухаммад-Мурада: Шейх-Назар-Есаулбаши и Хусайн-Мухаммад. В середине 1880-х гг. в корпусе обучался будущий генерал-майор Э. А. Мистулов.

Помимо кадетов-мусульман Михайловского корпуса, в конце XIX века на территории нынешней области были войсковые соединения, где служили последователи ислама. Так, в 1887 году в Богучарском уезде стояло управление 6-й бригады кавалерийского запаса, начальником которого был генерал-майор Агаси-Бек-Авшаров.

Численность кадетов-мусульман Михайловского корпуса значительно возросла в начале ХХ века. В 1905–1912 гг. здесь учился уроженец с. Хапцевки 1-го Сунженского отдела Терской области Мистулов Гена Асланбекович (27.05.1895 г. р.) С 1908 года в корпусе проходил обучение сын помощника командира 3-й сотни Терской постоянной милиции Мальсагов Орцко Артаганович (1897 г. р.), который в 1918 году в Назрани был избран военным комиссаром Ингушетии и принял активное участие в организации красных отрядов, артиллерийских, пулеметных и бомбометных команд; в 1955 году явился создателем первого ингушского театра; участвовал в составлении ингушского алфавита, работал старшим научным сотрудником Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, языка и литературы. В 1908–1918 гг. здесь учился сын полковника, выходец из северокавказского Назаровского общества Албаков Керим-Хан-Магомедович (10.01.1898 г.р.), в 1911–1917 гг. — сын ротмистра Дагестанского конного полка Котиев Умалат Бек Асланович (12.01.1900 г. р.), в 1912 году окончил учебу брат О. А. Мальсагова — Сосерко Артаганович (17.06.1895 г. р.) и др.

Рост численности военнослужащих-мусульман в Воронежской губернии наблюдается также после 1910 года. Так как они были приписаны к Московскому военному округу (МВО), то их религиозные потребности находились в ведении военного ахуна этого округа Хусаина Сеид-Бурхана, имама Тверской соборной мечети. В Государственном архиве Воронежской области (ГАВО) сохранились приказы начальника Воронежского гарнизона о предоставлении увольнений военнослужащим-магометанам по случаю различных мусульманских праздников и памятных дней в марте, июне и сентябре 1910 года; все они были сделаны на основании рапортов военного муллы Московского военного округа. Соответственно для исполнения коллективных намазов в казармах периодически отводились помещения «под временные молельни», как это видно из аналогичного приказа от 3.05.1915 года. В документах от 1916 года фиксируется уже и собственный воронежский мулла, который вступал в переписку с военным начальством по таким поводам в 1916–1917 гг., но имя его не указано. Из приказа начальника Воронежского гарнизона от 18.01.1916 года становится очевидным и существование предназначенного для военнослужащих мусульманского участка на кладбище.

Октябрьская революция 1917 года и последовавшие за ней события надолго прервали историю ислама в этом регионе. Современная мусульманская община Воронежской области сложилась только в конце советской эпохи и в постсоветское время.

 

Дамир ХАЙРЕТДИНОВ, кандидат исторических наук,
ответственный редактор серии«Ислам в Российской Федерации»,
Москва



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.