Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №93 — Грехи, переживания и надежды верующего.Осуждать или помогать друг другу?
29.04.2009

Наверное, один из самых обсуждаемых вопросов в религиозной (да и не только) среде — грех и пути борьбы с ним. Тонкость тут в том, что все запретительные пункты в Книгах спущены во имя блага и развития человека. Но при этом функции Судии жизнедеятельности индивидуума Всевышний не предоставил никому; лишь справедливейший Аллах волен решать судьбу каждого: наказать, простить, поощрить. Но так ли происходит вокруг нас? И не пытаемся ли мы иногда взять на себя полномочия не просто оценивающего, но и осуждающего поведение соседа, родственника или сослуживца?

Вперед, к осуждению?

Сплошь и рядом раздается: этот совершает намаз, но периодически присутствует на мероприятиях, где употребляется спиртное; другой — с нами на пятничном намазе, однако не гнушается слушать музыку; третий — соблюдает многое из предписанного, параллельно работая в неисламском банке; четвертая — добропорядочнейшая и практикующая сестра, правда, не надевает хиджаб на рабочем месте. И т. д. и т. п. Повсеместно. Причем с прилюдным «анализом». Хотя по Библии: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матф. 7:3), а по Корану: «Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга» («Комнаты», 12).

Мало этого, а может, мы просто не знаем, что тот же сотрудник банка перечисляет значительно превышающую закят сумму в детский дом или на счет нуждающейся в лечении мусульманки? А, скажем, сестра (та, что не в хиджабе) приводит в ислам подруг, при этом своим поведением и отношением к жизни вызывая в немусульманском коллективе восхищение религией! Но мы ведь самые-самые, все про всех знаем. Только вот не задумываемся: а не происходит ли некоего парадокса (или перекоса)?

Так, сегодня проявляется довольно серьезная проблема. В некоторых случаях устремленные в ислам юноши и девушки (но приближающиеся пошагово) не могут не прочувствовать определенного неприятия себя со стороны убежденных в своей «правильности» мусульман. Вслед за искренним и радостным приветствием сталкиваясь с наказом моментального исполнения предписанных постулатов. В противном случае теряя «право» называть себя мусульманином. Но разве путь к Истине един для всех? И всем ли удавалось приступить к соблюдению вероустава сразу и полностью? На субъективный взгляд автора, данная тенденция на постсоветском пространстве стала проявляться в последние год-два. Причина ее кроется в складывающемся климате в умме, в которой такфиризм становится чуть ли не «нормой жизни».

В преломление же к рассматриваемой теме как раз в отношении вновь принимающих ислам вырисовывается проблемность ситуации. Что подтверждается дискуссиями на форумах, являющихся мини-прообразом реальной жизни. Когда «молодые» вынуждены буквально оправдываться, что вследствие определенных обстоятельств не могут совершать намаз пять раз в день. Или «аргументированно» доказывать причины посещения корпоративных мероприятий и т. д. А в ответ слышат — это слабость, которая приводит к утере ее носителем «статуса» верующего. Но разве в Коране не говорится, что «Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» («Пчелы», 125)? В Библии, в свою очередь, отмечается: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Что опять-таки свидетельствует не просто о Всевластии Господа, а о прерогативе исключительно Аллаха судить свои создания.

 

Разве речь о послаблении греху?

Ислам — это образ жизни, мыслей человека. Живого существа, со своими сильными и слабыми сторонами. То есть создание Божье — не личность в стагнации и застое, а индивидуум, коему предписано развитие в познании мира. Но застрахован ли каждый из нас от собственных ошибок на этом пути (субъективный фактор)? От испытания Аллаха? От попыток вмешательства в текущую жизнь дьявола? Вопрос риторический. Следовательно, однозначная уверенность в полной праведности никому не гарантирована. А отсюда — вероятность совершения верующим некоторых поступков (пусть и секундная слабость), за которые вполне возможно испытать стыд. Повторимся — вероятность.

Но при этом в Коране явно просматриваются категории греха: «То, что есть у Аллаха, будет лучше и долговечнее для тех, которые уверовали и уповают на своего Господа, которые избегают великих грехов и мерзостей» («Совет», 36–37). В аяте о воздаянии «творившим добро Наилучшим (Раем)» также раскрывается, что «они избегают великих грехов и мерзостей, кроме мелких и немногочисленных проступков. Воистину, твой Господь обладает необъятным прощением» («Звезда», 31–32). Ракурс прощения подчеркивается не единожды: «Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход» («Женщины», 31).

В целом ничего удивительного в акценте на прощение верующих нет: «Ему было лучше знать о вас, когда Он сотворил вас из земли и когда вы были зародышами в утробах ваших матерей» («Звезда», 32). То есть Создатель знает свои создания «от и до», включая их слабости. Но это ни в кой мере не дает «индульгенции» на перманентное совершение (продолжение) «мягких», на субъективный взгляд верующего, прегрешений. Ведь вполне возможно наличие такого положения, где «Вы... полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех» («Свет», 15). Господь же свидетельствует: «Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» («Сад», 28). Поэтому «внутренняя допустимость» верующим прегрешений, не являющихся, на его взгляд, показателем отсутствия полной веры (вследствие соблюдения им основных параметров вероустава) всего лишь личное мнение: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» («Звезда», 32).

Другое дело, что чуть не взятая на вооружение «тактика мелкого фола», безусловно, не равнозначна внезапным ошибкам, природа которых может иметь совершенно иное происхождение.

 

«Вычеркиваем тебя из списка»

Обычно искренне переживающий за содеянное верующий обращается к Аллаху с просьбой о прощении — в большинстве случаев пытаясь не оправдаться, а как-то объяснить происшедшее. Внутри себя каждый понимает допущенную слабость, осознавая и прекрасную осведомленность о происходящем с Его созданиями Всевидящего Аллаха: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» («Каф», 16). Поэтому, будучи искренними с Величайшим Создателем, верующие надеются на Его прощение.

Но опять-таки через какой-то промежуток времени возможен рецидив «болезни» (а может, ее новая форма), вне зависимости от происхождения которой соблюдающий верующий начинает метаться, осознавая движение к некоему неблаговидному поступку. Данное состояние нередко оказывает настолько сильное воздействие на человека, что он считает свой внутренний мир разрушенным. Вопрос тут даже не в том, что последующие (пусть и не сразу) неприятности или сложности семейно-служебно-бытового характера воспринимаются согрешившим как наказание за происшедшее. В целом это вполне прогнозируемая реакция, так как все происходящее вокруг верующего воспринимается им знамением Бога. Речь несколько об ином — данный индивидуум как бы съедает себя, опасаясь получения удара не только непосредственно в свой адрес, но и по отношению к близким людям.

Однако «Аллах не отменяет милость, которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» («Добыча», 53). То есть если в душе человека вера в Бога единого не претерпевает изменений, как и акыда, его не может покинуть надежда на прощение Господа, Который, видя искреннее желание мучающегося человека избежать повторения проступка, дает надежду: «Ни на небесах, ни на земле не ускользнет от Него даже то, что весом с мельчайшую частицу, или меньше нее, или больше нее. Все это есть в ясном Писании, дабы Он воздал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния. Именно им уготованы прощение и щедрый удел» («Саба», 3–4); в день воскрешения «те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне» («Верующие», 102–103).

Да, мы знаем: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» («Вырывающие», 40–41). Однако раз акцентируется внимание на борьбе со страстями, следовательно, нафс не просто фиксируется в понятийном качестве, а предстает реальностью, которую важно обойти для полного ощущения верующим счастья. Но мы также знаем, что одномоментное осуществление этого далеко не элементарно. Дело тут даже не в искусственно вносимых в общество глобал-бомондом элементов вседозволенности путем пропаганды допустимым («жизненным») неодобряемого ни одной из религий. И не в тех объективно-субъективных факторах, о которых говорилось выше. Как представляется, нам всем целесообразно помнить, что укрепление веры должно происходить постоянно. В особенности в такие моменты, когда кажется, что мы стоим твердо и «стопа не поскользнется». Постоянная работа над собой, стремление более полно и широко осознавать и следовать откровениям — важнейшие факторы укрепления веры, как в духовной, так и практической ипостаси (посредством «столкновения» со своими страстями).

Именно поэтому внутренний джихад (борьба с нафсом) каждого — первый шаг к укреплению и развитию уммы в целом, как единого организма. Лишь конгломерат верующих, сильных духом и обладающих знаниями, способен на великие свершения во имя реализации коранических идей: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» («Семейство Имрана», 110). Но без взаимопомощи и взаимоуважения, без желания не видеть в своем брате или сестре исключительно «объекта» для критики, а тем более кандидата на «исключение» из числа верующих добиться этого невозможно.

 

Теймур АТАЕВ, cоб. корр. в Баку



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.