Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №93 — Упрощенное знание
29.04.2009

В рамках серии публикаций, посвященных 1310-летию со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, которое отмечается в этом году, мы публикуем отрывок из одного из богословских трактатов, связанных с его именем. Трактат «Упрощенное знание» (аль-Фикх аль-абсат) не принадлежит перу самого Абу-Ханифы, а представляет собой конспект беседы с ним — трактат составлен в виде диалога Абу-Ханифы с его учеником Абу-Муты аль-Балхи, который посещал Абу-Юсуфа в Багдаде, а в юности ездил в Мекку и Куфу к Абу-Ханифе, в результате чего и появилось данное произведение.

 

Абу-Муты аль-Хакам ибн Абдаллах из Балха сказал:

Я спросил Абу-Ханифу ан-Нумана ибн Сабита о важнейшем знании.

— Оно в том, чтобы никого из людей кыблы не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного; знать, что постигшее тебя не должно было пройти мимо, а прошедшее мимо не должно было тебя постигнуть; не отрекаться ни от одного из сподвижников Божьего посланника — почитая одного, не забывать другого, а дело Усмана и Али оставить [на суд] Бога, — ответил он и добавил: — Знание о вероисповедании предпочтительнее знания о практических нормах, при том, что знать, как поклоняться своему Господу, для человека важнее изучения многих других наук.

— Поведайте мне о важнейшем знании, — попросил Абу-Муты.

— Оно для человека состоит в том, чтобы познать веру в Бога, Божественные законы, традиции, Божьи пределы, различие и единство во взглядах мусульманских ученых, — ответил Абу-Ханифа.

— Поведайте мне о вере, — спросил он.

— Алькама ибн Мурсид рассказывал мне, — ответил Абу-Ханифа, — от Яхъи ибн Ямара, который сказал: я спросил Ибн-Умара:

— Поведайте мне о религии. В чем она?

— В том, что тебе должно познать веру, — ответил он.

— Тогда поведайте мне о вере. В чем она? — спросил я. Он взял меня за руку и отвел к старцу, посадил рядом с ним и сказал:

— Он спрашивает меня о вере. Какова она?

Этот старец был из тех, кто участвовал вместе с Божьим Посланником еще в [битве] при Бадре.

— Однажды я был рядом с Божьим Посланником, — продолжил Ибн-Умар, — и этот старец — тоже. Как вдруг появился мужчина с красивыми волосами из-под чалмы. Мы приняли его за одного из бедуинов. Он прошел под взоры людей и остановился прямо напротив Божьего Посланника.

— О Божий Посланник, что есть вера? — спросил он.

— Это свидетельство, что нет божества, кроме Бога, и что Мухаммад — Его раб и посланник; вера в Его ангелов, писания, посланников, Последний День, предопределение Богом доброго и худого.

— Ты прав! — сказал он.

Мы сильно удивились тому, что он подтверждает слова Божьего Посланника, зная, какими невеждами были бедуины.

— О Божий Посланник, в чем богослужебные законы Ислама?

— В совершении молитвы; выплате закята; посте в Рамадан; хадже к Дому для тех, кто осилит к нему дорогу, и очищении от осквернения.

— Ты прав! — сказал он.

И мы опять удивились его реплике, подтверждающей слова Божьего Посланника, как будто он и сам все знает.

— О Божий Посланник, что есть добродетель?

— Это когда ты усердствуешь ради Бога, словно ты Его видишь, и хотя ты Его не видишь, Он видит тебя.

— Ты прав! — сказал он и снова спросил: — О Божий Посланник! Когда наступит Судный час?

— Об этом спрашиваемый не более сведущ, чем спрашивающий.

После этого [незнакомец] ушел. И когда он смешался с людьми, мы его больше не видели. Пророк же сказал: «Это был [ангел] Гавриил, пришедший научить вас особенностям вашей же религии».

— Я спросил Абу-Ханифу, — сказал Абу-Муты, — кто искренне уверует и засвидетельствует это, тот — верующий?

— Да. Засвидетельствовав это, человек свидетельствует ислам в целом. Таковой — верующий.

— А если он станет отрицать какое-нибудь из творений Божьих, сказав: «Я не знаю, кто сотворил его»?

— Тогда он впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Бог — Творец всякой вещи» (6:102). [Сказав так], он словно говорит: «У этого [творения] есть иной, помимо Бога, творец». Точно так же, если кто скажет: «Я не знаю, обязал ли Бог меня молитвой, постом и закятом», тот впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «И вершите молитву, и давайте очищение» (напр., 2:43). И гласил Всевышний: «Предписан вам пост» (2:183). И гласил Всевышний: «Пусть будет хвала Богу, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! И да будет хвала Ему и в небесах, и на земле, ночью, и когда застигает вас полдень» (30:17–18). А если он скажет: “Я верую в эти аяты, но не знаю их истолкования и не ведаю их объяснения”, то он не впадает в неверие, ибо верует в Ниспослание, но ошибается в истолковании».

— А если кто в стране многобожия засвидетельствует ислам только в целом, не зная при этом ничего из религиозных обязанностей и божественных законов; не засвидетельствует и Писания и вообще ни одного из Божественных законов ислама, лишь засвидетельствует Бога и веру, но не засвидетельствует ни одного из Божественных законов веры. И таким умрет. Он верующий?

— Да.

— Даже если ровном счетом ничего не будет знать и не будет жить в соответствии с этим, лишь засвидетельствовав веру?!

— Да, он — верующий.

— Поведайте мне о вере.

— Она в том, что ты свидетельствуешь, что нет божества, кроме Единого, несообожествляемого Бога; свидетельствуешь о Его ангелах, Писаниях, посланниках, Рае, Аде, воскрешении, [предопределении] Им доброго и худого; свидетельствуешь, что Он никому не делегировал [способность творить] деяния, а люди непременно идут к тому, что было создано для них, и к тому, что проистекает из предопределения.

— Что Вы скажете о том, кто засвидетельствовал все это, однако говорит: «Воля — моя, если я пожелаю, буду веровать, а если не пожелаю, то не буду веровать, ибо Всевышний гласил: «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» (18:29)».

— Он лжет в своих домыслах! Разве ты не знаешь слова Всевышнего: «Истинно, он [Коран] есть наставление. Кто желает, тот получит наставление от него, но получит наставление только тогда, когда пожелает этого Бог»? (74:53–56). И еще гласил Всевышний: «Но не пожелаете вы, если не пожелает Бог» (76:30). Слова же Всевышнего «Кто желает, пусть верует, а кто желает, пусть не верует» — не что иное, как устрашение. Впрочем, из-за своего [неверного понимания] он впадает в неверие, ведь он не отвергает данный аят, а лишь ошибается в его истолковании, не отвергая его Ниспослания.

— А если кто скажет: «Постигло меня несчастье!», но на вопрос: «Было ли оно тем, чем испытал его Бог, или тем, что он стяжал сам?» ответит: «Нет, это не от Бога испытание», впадает ли он в неверие?

— Нет.

— Почему?

— Ибо Бог гласил: «Что постигло тебя из хорошего, то — от Бога, а что постигло из дурного, то — от самого себя» (4:79), то есть от твоих грехов, а Я — Тот, Кто оное предопределил. И гласил: «А что постигает вас из несчастья, так это за то, что стяжали вы руками своими» (42:30), — то есть за грехи ваши. И гласил Всевышний: «Он сбивает, кого хочет; и ведет прямым путем, кого хочет» (16:93). Таким образом, он ошибается лишь в истолковании. Смысл же слов Всевышнего: «(Бог) стоит между человеком и его сердцем» (8:24) в том, что Бог стоит между верующим и падением в неверие, между неверным и обретением веры. Дееспособность же, с помощью которой раб Божий творит богоослушание, по сути своей пригодна и для богопослушания. Поэтому человек будет в ответе за то, как он расходовал свою дееспособность, которой Бог наделил его, повелев использовать в богопослушании, а не богоослушании.

— А тому, кто скажет: «Бог принуждает Своих рабов к греху, а затем Сам же их и наказывает», — чем нам следует ответить?

— Ты его спроси: «Вред и польза раба Божьего исходят от него самого?» Если скажет: «Нет, ибо люди принуждены [Богом] к вреде и пользе в отличие от [возможности совершать] богопослушание и богоослушание», то спроси его: «Сотворил ли Бог зло?». Если скажет «Да», то он противоречит своему суждению, а если скажет «Нет», то впадает в неверие, ибо Всевышний гласил: «Скажи: “Прибегаю я к Господу рассвета от зла того, что Он сотворил…”» (113:1–2), поведав, что Бог сотворил зло.

— А если кто спросит: «Разве вы не утверждаете, что Бог волеизъявил неверие и волеизъявил веру?», и если мы ответим «Да», то он спросит: «А разве Бог не говорит: “Он — Тот, кто сподоблен внушать страх и кто сподоблен прощать грехи”» (74:56), и если мы ответим «Да», то он спросит: «И Он сподоблен внушать неверие?» — чем нам следует ответить?

— Мы ответим, что Бог сподоблен [внушать страх и прощать грехи] тем, кому пожелал богопослушание, а — не богоослушание. Если он спросит: «Так что Бог не волеизъявлял, чтобы про Него говорили всякую ложь», то переспроси его: «Клевета на Бога выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «А кто научил Адама всем известным словам?». Если ответит: «Бог», то спроси: «Неверие выражается словами или нет?» Если ответит «Да», то спроси: «Так кто же научил неверного говорить?» Если ответит: «Бог», то опровергает самого себя, ведь [ложь] многобожия выражается словами. И если бы Бог не пожелал, то не научил бы подобным словам [неверных].

— А если кто скажет: «Человек, коль желает, действует, а коль не желает — не действует. Коль желает — ест, а коль не желает — не ест. Коль желает — пьет, а коль не желает — не пьет».

— Переспроси его: «Предопределил ли Бог сынам Израилевым перебраться через море, предопределив Фараону утонуть?» Если ответит «Да», то спроси его: «А могло ли случиться так, что Фараон не отправился бы в погоню за Моисеем и не утонул бы вместе со своими приспешниками?» Если ответит «Да», то впадет в неверие, а если скажет «Нет», то он противоречит своим прежним словам.

 

Из книги Рустама Батрова «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Под общ. редакцией
Д. В. Мухетдинова. — Нижний Новгород — Ярославль, 2007.

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.