Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №81
26.09.2008

ЧАЙХАНА

Исламские цвета Осетии

Надежда Емельянова: Наконец-то Осетия и Абхазия получили нашу поддержку!

Трудно разобраться в трагедиях, обрушившихся на народ Осетии: сначала беспрецедентный теракт в Беслане в 2004 году, затем агрессия войск Саакашвили против Южной Осетии в августе 2008 года. Если в первом случае террористы действовали под «зеленым стягом Ислама», то во втором случае геноцид был спланирован от лица легитимного государства — Грузии, на флаге которого пять крестов, символов Христианства.

Увидеть истоки случившегося невозможно без анализа истории. Об этом мы беседуем с Надеждой Емельяновой, востоковедом, многие годы занимающейся историей мусульман Северного Кавказа, и в частности осетин, кандидатом исторических наук, ученым секретарем Института востоковедения Российской академии наук.

— Как вы вышли на саму эту тему — Ислам на Северном Кавказе, в результате чего написали две монографии о мусульманах Кабардино-Балкарии и Осетии?

— Все начиналось с кабардинцев как представителей адыго-абхазской группы народов. В Кабарду я попала студенткой первого курса Института стран Азии и Африки при МГУ в Москве, потом сделала доклад о кабардинцах. Позднее история мусульман-кабардинцев стала темой диссертации в Институте востоковедения.

Затем сотрудник Института этнографии доктор исторических наук Ирина Бабич стала заместителем директора Института культурологии и пригласила меня туда работать. Мне предложили командировки на Кавказ — и я выбрала Северную Осетию. Совершенно не зная этот край, я приехала и остановилась в гостинице Североосетинского университета. На следующий день села в автобус и поехала в Дигорский район, в ущелье — искать там осетинских мусульман. Но вот по дороге жители посоветовали мне не забираться так далеко и высоко, а ехать до Чекалы, где живет муфтий. И я туда приехала уже ночью: вокруг горы, декабрь, гостиница с выбитыми окнами, где жили беженцы из Чечни, горел огонь, я еще подумала: «Вот хорошо, Вечный огонь горит». Утром выяснила, что это местное кладбище…

Потом познакомилась с муфтием Дзанхотом-хаджи Хекилаевым, и это стало отправной точкой в написании книги. Передо мной всегда был образ Дзанхота-хаджи как человека, который воссоздавал Ислам в Осетии, удивительно светлого и прекрасного по душевным качествам, и чувство ответственности перед ним как перед будущим читателем моей книги, мнение которого я хотела бы узнать в первую очередь. Я очень рада, что успела это сделать и передать ему только что изданную книгу (она вышла за два месяца до его ухода из жизни!). Он прочитал ее уже на больничной койке, высказал мнение, и я была очень этому рада.

— Есть ли у вас в этой сфере коллеги и конкуренты, иначе говоря, специалисты, которые профессионально исследуют феномен Ислама в Осетии?

— Когда только начинала работать, отправной точкой были работы московского историка Дамира Хайретдинова.

А дальше я уже смотрела все сама и исследовала на месте все, что делалось в Осетии. В России, к сожалению, мало знали об этой республике и традициях ее народа, говорили, что «все осетины — православные». В самой республике об Исламе тоже говорилось немного. Приходилось по крупицам собирать — начиная с ЦГАДА (Центрального государственного архива древних актов в Москве), где хранятся фонды крещения осетин, фонды Ермолова периода Кавказских войн…

Думаю, что сейчас трудно найти что-то новое по Исламу в Осетии, потому что я работала честно и собрала по этой теме буквально все, что было в открытом доступе. Однако сейчас журналисты могут писать про современное состояние Ислама в республике, описывая происходящее на наших глазах, — со временем это станет основой для будущих страниц истории.

Был также, если можно так выразиться, «забавный случай»: мы с коллегами приехали как-то в Осетию, еще до Беслана, и в руки попался журнал, изданный парламентом республики, где была статья как раз про Ислам в Осетии. Я ее открыла и обнаружила… знакомый до буквы текст моей книги, даже абзацы абсолютно не менялись, а были взяты из книги один в один. Статья была немаленькая, и мне было очень приятно.

— Ваше имя упоминалось при этом?

— Нет!

— А что же тут приятного? Это же научно называется «плагиат», а в просторечии — воровство!

— Это неважно. Мы отпустили наш труд в вольный полет. Почему я все свои работы выставляю в Интернете? Потому что люди — при современных тиражах научных книг и статей тиражом в 1000 или 500 экземпляров — не видят плоды наших усилий! В конце концов давайте разберемся, что такое наука. Это ведь не мы делаем, это делается через нас. Там стоит мое имя, потому что я составила книгу, а сделано это все другими людьми, которые собирали архивы, а я всего лишь проводник. История — это плод труда огромного числа людей.

— Верно ли, что грузинские националисты пытаются стереть осетинский след в истории Кавказа, уничтожая архивы и преследуя людей, которые профессионально занимаются историей осетин?

— Я попытаюсь в ближайшие дни оказаться в Осетии и узнать про архив в Цхинвале, потому что ко мне поступила информация, будто архив во время последних событий сожжен. Увы, у нас уже имеется наглядный пример — это Абхазия, где Центральный архив был просто превращен в руины. Также был уничтожен и архив Абхазского института истории, языка и литературы.

В прошлом году к нам в московский институт обратилось руководство из Сухума: они хотят восстанавливать архив. Мы помогали, писали письма в бывший архив ЦК КПСС, наш институт помогал в пересъемке документов, в определении архивных фондов, и буквально несколько месяцев назад абхазы издали книгу, где описали фонды и упомянули о сотрудничестве с Институтом востоковедения в области восстановления архивных фондов Абхазии.

Если с Осетией произошло то же самое, это очень печально, потому что там была целая коллекция документов, описей, и теперь искать и восстанавливать все это по архивам России и Северной Осетии очень сложно. К тому же в региональных архивах могут быть документы, которые не передавались в Центральный архив, и, таким образом, мы можем утратить уникальные пласты нашей исторической памяти.

— Хотелось бы услышать ваш комментарий о событиях в Южной Осетии, но не как гражданина и сочувствующего человека, а историка. Есть ли какие-то исторические предпосылки, корни того, что произошло в августе 2008 года в Южной Осетии? Согласитесь, что такая вспышка агрессивности не собирается за один час и даже за один год…

— Горные регионы по своей природе очень сложны — это некое пересечение точек, расположение кристаллов, залегание горных пород, которые моделируют совершенно по-иному поведение человека. Человек здесь начинает себя вести по-другому.

Грузинские феодалы, уже будучи в составе России, желали расширить свои владения и манипулировали российскими властями, натравливая их на осетин. С другой стороны, между грузинами и осетинами всегда было много династийных браков, знаменитые Давид и Тамара, например. Это проблема не грузинского народа, а проблема манипулирования особенностями психики кавказских народов — на Кавказе уже несколько лет идет расширение плацдарма интересов США.

До меня как историка, который занимается Осетией, доходили сведения о том, что на Военно-Грузинской дороге выставлены американские посты, и так далее, — осетины давно об этом говорят. Грузинские солдаты были явно под воздействием транквилизаторов, когда атаковали Осетию. Конечно, и во время Второй мировой войны были свои «100 грамм водки», без которых трудно было поднять бойцов на смертный бой. Но здесь налицо какое-то совершенно искаженное сознание тех, кто этим занимается.

Поэтому повторю: на Кавказе проблема не этих малых народов, а тех, кто пытается ими манипулировать. Опять-таки к Кавказу всегда был огромный интерес, потому что рядом Турция, Иран. А Российское государство было ослаблено после распада СССР и упустило из-под контроля процессы, происходящие на Кавказе.

Может быть, теперь эти события станут, наконец, для нас некой исторической точкой отсчета, когда мы уже обратим внимание на происходящее на Кавказе, и в частности в Осетии и Абхазии, и осознаем, что есть временное, преходящее, а есть вечное. Что сейчас мы и так уже очень многое потеряли. И если мы уступим и там, то можем терять до бесконечности.

Отвечая на вашу постановку вопроса, все же скажу, что и как историк, и как человек я не могу быть оторвана от тех процессов, которые происходят в государстве. Абхазы и осетины, которые ждали нашей поддержки многие годы, наконец-то получили ее!

Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.