Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №81
26.09.2008

ИЗ ИСТОРИИ

К юбилею учреждения
Оренбургского магометанского духовного собрания

220 лет единства российских мусульман

Перед началом пути

Просторы Российского государства бесконечны даже на карте. Восточно-Европейская равнина переходит в Уральские горы, а затем Западно-Сибирскую низменность. Путешествия даже конного здесь занимают тысячи километров и месяцы пути. «Разливы рек ее подобные морям» надолго перекрывают дороги. И есть еще ледостав и ледоход, осенняя и весенняя распутица. Так как же передвигаться по этим пространствам и поддерживать связи между собой не государственным фельдъегерям, а простым гражданам? Ведь на огромных пространствах Евразии от Оки через Волгу, Каму и Обь вплоть до Енисея уже два века назад были разбросаны тысяч мусульманских общин. Их связи были минимальны, разговорные языки отличались, знание арабского было незначительным, а доморощенные наставники при всей свой убежденности не отличались особой грамотностью. Большая же часть элиты в лице феодалов-мурз либо была перебита в ходе восстаний, либо ушла в эмиграцию (Мухаджирлек), а многие приняли крещение. В 1740-е было уничтожено 80% всех мечетей, так что ни одной мечети не осталось даже в былой столице ханства — Казани. В огромной, на большую часть Поволжья и Приуралья, Казанской губернии осталось чуть более 100 мечетей. В других городах, возникших во времена ханств, также горделиво возвышались только православные храмы. Восстания исчерпали себя пред лицом все возрастающей российской мощи, а мусульманские улемы сконцентрировались на объяснении божественной предопределенности этого все возрастающего поражения мусульман. Наиболее популярной была легенда о том, что Казань и все государство попало в руки немусульман (собак), так как при строительстве города вместо первым перешагнувшим его стены ханского сына замуровали собаку.

Спустя же всего век была создана нация тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири. В 1912 году в ведении Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) находилось более 4,5 миллиона прихожан, образовывавших 5771 приход. Мусульмане-татары заняли второе место среди народов России по числу вышедших книг.

ОМДС — что это такое?

В 1788 году Екатерина II создала единственный орган, объединявший всех мусульман Внутренней России и Сибири, — Оренбургское магометанское духовное собрание. 22 сентября 1788 года был принят именной указ императрицы «Об определении мулл и прочих духовных чинов магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведывания всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». В этот же день по именному указу Сената ахун мусульманской слободы Каргалы под Оренбургом Мухаммеджан Хусаин стал муфтием всех мусульман России, «исключая Таврическую область».

Сочетание принципа назначаемости муфтия с принципом избираемости трех казыев из числа улемов Казанской губернии давало возможность сочетать интересы как имперской власти, так и самих мусульман. Если учесть, что все муфтии до Мухаммад-Сафы Баязитова (до 1915 года) были выходцами из Уральского региона, из башкирского сословия, то казыи представляли интересы татар Поволжья. До 1871 года избрание казыев проходило в Казани коллегией местных имамов фактически под контролем городской мусульманской элиты.

Полномочия и их отсутствие

Духовному собранию были поручены следующие вопросы: «давать мусульманам подчиненного им округа фетвы о верности или ошибочности деяний в религиозных или духовных делах; принятие экзаменов у лиц, назначаемых на должности выполняющих обязанности по Шариату ахунов, мухтасибов, мударрисов, хатыбов, имамов и муэдзинов в вопросах науки, практики и морали; выдача разрешений на строительство и ремонт мечетей; раздел имущества мусульман по Шариату».

Таким образом, кроме чисто богослужебной сферы, мусульмане обладали особыми правами в области брачного и семейного права, то есть никаха (брака), талака (развода) и мираса (раздела имущества). Статус Духовного собрания не предусматривал централизованной системы образования или подготовки к сдаче экзаменов на духовный чин. Лица, сдавшие экзамен, получали указ и поэтому назывались указными муллами. Само Духовное собрание подчинялось Министерству внутренних дел. До 1874 года МВД контролировало и мусульманские школы, имевшие статус частных учебных заведений. Их открытие проводилось фактически в уведомительном порядке.

Коренным недостатком было то, что ОМДС не обладало централизованной системой образования и не выступало сторонником идей джадидизма, но в ряде циркуляров приветствовало преподавание светских предметов и русского языка. В конце XIX — начале XX веков при ОМДС начали проводиться совещания по проблемам образования. Важнейшей функцией муфтия, с точки зрения мусульманского права, является издание фетв, разъясняющих любую проблему с позиции шариата. Таким образом Российское государство получило в свои руки контроль над обеими ключевыми сферами права для мусульман-татар. Вопросы светского права и так контролировались государством, а вопросы церковного права, догматики и семейного права перешли в руки назначаемого государством муфтия. ОМДС сохранило петровскую коллегиальную систему, которая в общегосударственных органах власти с 1802 года была заменена системой министерской, где вся власть находится в руках одного руководителя. Однако, несмотря на периодически возникавшие конфликты муфтия и казыев, это не противоречило государственным интересам, наоборот, создавало систему сдержек и противовесов внутри татарской мусульманской элиты. С точки зрения мусульманского права система коллегиального совета заключена в коранической суре «аш-Шура» — «Совет».

Великий улем Риза Фахретдин сформулировал три основные задачи, обусловившие создание ОМДС: вызвать любовь к России со стороны восточного Ислама; оставить без силы не имеющих официального статуса улемов, оказавшихся под скипетром России; превратить Ислам на берегах Волги и Урала в официальную религию и мазхаб (правовую школу) и распространить везде мектебе и медресе.

Особенностью структуры ОМДС было отсутствие механизма контроля над положением на местах. Ахуны, среднее звено духовенства, как правило, были разбросаны по деревням и не оказывали никакого влияния на местное духовенство и власти на уездном и губернском уровне.

Вклад ОМДС в дело создания нации

Обеспечение догматического единства мусульман округа ОМДС, распространение мечетей и школ на всей его территории, унификация татарского языка как официального языка Собрания заложили основы для складывания этнической общности татар. Но духовенство не обладало системой финансирования, собственностью (вакфами), системой сбора налогов (закята), системой контроля над положением на местах. Основной заслугой духовенства и буржуазии было восстановление системы мусульманского образования на уровне локальных мектебе и медресе в региональных центрах. Практически все мусульмане стали членами официально зарегистрированных приходов (махалля). Вместе с тем отсутствовали медресе полного цикла, подобные классическим медресе мусульманских государств.

Слабость организационных структур ОМДС создавала возможности для реформирования, не сравнимые с ситуацией в мусульманских государствах и особенно в Бухаре. Именно дуализм реальной власти, когда духовенство с финансовой стороны зависело от буржуазии, превратил вопрос образовательной реформы в дело доброй воли самой буржуазии. В период жесткой ориентации буржуазии на рынки среднеазиатских государств отход от бухарской догматики был невозможным. Но и в эту эпоху существовало понимание необходимости расширения компетенции ОМДС. В глазах миссионеров именно Ислам в лице мусульманского духовенства был основным орудием отатаривания и превращения оседлого и кочевнического нерусского населения Поволжья, Южного Урала, Степей и Сибири в мусульман.

Таким образом, за 130 лет своего существования из разрозненных на огромных пространствах Евразии тысяч мусульманских общин была создана нация тюрко-татар — мусульман Внутренней России и Сибири. И основным связующим звеном здесь и было ОМДС в лице его центрального правления, сети мечетей и кадров имамов и мударрисов, которые служили единоверцам своими молитвами и знаниями.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.