Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №81
26.09.2008

СЛОВО ИМАМА

Итоги Рамадана

Ас-саляму алейкум, дорогие мои братья и сестры!

Наконец-то пришел к нам долгожданный праздник разговения после поста в священный месяц Рамадан. По-арабски мы называем его Ид аль-фитр, а на тюркских языках — Ураза-байрам.

Я решил поговорить с вами на две темы: о верности традиции и о том, как ее сберечь в радикально изменившемся мире, который можно назвать «мир после 8 августа».

Первое. Хочу обратиться к вам сначала не от себя лично, а словами великой исламской традиции. Вот что сказано в старинной проповеди: «Хвала тому, кто обещал верным хранителям поста вход в Рай дверью, называемой Прохладной, в которую входят только постившиеся во время месяца Рамадана. Знайте, о верующие, что этим днем оканчивается месяц Рамадан, этот почтенный и священный месяц. Ах, сколь печальны и огорчены мы тем, что этот месяц кончился... Прощай, прощай, о месяц покаяния, прощения и освобождения от огня и ада... Я был очень весел, я дожил до месяца благословенного, но сегодня с глазами, полными слез, я должен сказать: о месяц Рамадан, прощай! С той минуты, как ты имел намерение удалиться, покой оставил меня, скорбь объяла меня... Среди печали, в которую я погружен, я испускаю жалобные стоны, я проливаю кровавые слезы... Несмотря на слабость моего тела, я узрел лик Твой с удовольствием и говорю с печалью: “Месяц Рамадан, прощай!”»

Правда, какие трогательные чувства, какие замечательные слова! Мы входим в Рамадан с усилиями, борясь со своими слабостями, — но вот наступает облегчение… и мы испытываем и радость, и некую печаль. Но, дорогие мои, во всем должна быть мера, и мусульманам предписано во всем и всегда искать «васатыя — срединный путь, золотое сечение, гармоническое равновесие».

Посмотрите вокруг — нас окружают крайности. Либеральный неверующий человек вообще отвергает какую-либо аскезу, его идеал — вседозволенность. А с другой стороны — монашеский аскетизм, бесконечный пост, «умерщвление плоти». И то, и другое — крайности.

Так будем же радостно ценить, что нам открылась религия срединности — Ислам. «Прямой путь к Аллаху» означает чередование усилий — и праздничной расслабленности, серьезности в исполнении обязанностей, и легкости, чистоты и веселья!

Но при этом немусульмане удивляются: какой же у вас тяжелый пост, говорят они нам, разве это может вынести человек? Я только что прочитал удивительное сообщение о результатах опроса международного исследовательского центра «Мактуб». Оказалось, что около 96% мусульман в арабских странах соблюдают пост в месяц Рамадан. Кроме того, подавляющее большинство опрошенных отметили, что именно Рамадан — прекрасная возможность для самосовершенствования, развития самодисциплины и терпения, а также проявления солидарности с единоверцами.

По мнению директора этого центра Тамары Дибриз, опрос показал, насколько крепко мусульмане продолжают придерживаться традиций, несмотря на то что жизнь вокруг так сильно изменилась. По ее словам, 74% мусульман заявили, что полностью перечитали Коран в течение священного месяца. Всего же в опросе приняли участие более 6 тысяч человек из большинства арабских стран. Не знаю, как обстоит дело с подобной статистикой у нас в России, но мне радостно читать об арабах. А то, что вы пришли сегодня на праздник в мечеть, говорит, что и мы с вами не потеряли традиции и, надеюсь, правильно прошли все этапы Рамадана. Аллаху акбар!

Второе, что я хочу сказать. После этого Рамадана мы живем в новом мире, точнее говоря, в обновленном мире. После событий минувшего августа на Кавказе, о которых вы все знаете, мы стали жить в многополярном мире. Суть изменений в перемене всего лишь одного понятия: раньше мы жили в однополярном мире, то есть был один центр силы — в США, а теперь монополия на единственность в вопросах политики, экономики и тем более культуры закончилась.

После того как Россия мужественно защитила два малых кавказских народа — осетин и абхазов — от геноцида со стороны режима Саакашвили, стало очевидным, что не все и не везде на планете Земля определяют стратеги из Вашингтона. Они, как ястребы, «несли демократию» всем и особенно навязчиво — нашим братьям-мусульманам в Ираке и Афганистане, Пакистане и Палестине, Судане и Сомали. Каковы итоги этой «просветительской миссии», мы знаем — разрушены древние памятники культуры, лишены жизни сотни тысяч людей, там царит хаос.

Вот почему мусульманский мир с воодушевлением воспринял рост авторитета и решительности России. Стратегически теперь исламский мир и Россия — партнеры. Тем более перед лицом новых угроз. Прежде всего это ежедневная угроза бомбардировок Исламской Республики Иран со стороны США и Израиля. Однако Президент России Медведев, ясно заявив о конце однополярного мира, подчеркнул, что это вовсе не говорит о конфронтации с Америкой и Европой — нет, речь идет о выравнивании сложившегося в последнее время после распада СССР неравновесия, говоря нашим мусульманским языком — о срединности.

В этом отношении Россия становится важнейшим защитником миллионов мусульман мира. И пусть не забудут об этой роли нашей страны те чиновники внутри самой России, которые на местах нередко ущемляют права мусульман, устраивают ложные оговоры, подложные процессы, запрещают литературу, национальный компонент в образовании, утверждают символы и педагогику одной конфессии в ущерб иным. Не побоюсь сказать, что такие горе-чиновники субъективно, по-черномырдински желая «сделать как лучше», объективно вредят всей России и стратегии ее руководства.

И пусть они не забывают о тенденциях, складывающихся у нас глазах: рост исламских этносов к середине XXI века приведет к тому, что уже половина населения страны будет исламской. И не стоит немусульманам пугаться этого! Пусть Буш пугается. А мы ведь наследники огромной цивилизации Евразии, которая первые скрепы государственности получила от варягов с Запада и от Чингисхана с Востока. Мы более тысячи лет живем и дышим двумя легкими: тюрки и славяне, православные и мусульмане — вот костяк нашей цивилизации. Чиновники приходят и уходят, а Евразия остается. И вот после 8 августа она поднимается, Аллаху акбар!

Так давайте именно как мусульмане будем ценить это и всячески активно в этом участвовать. Ведь это наша традиция, от общих предков евразийских. Так пусть каждое наше действие будет освящено Кораном. А мусульманам, как я напоминал, вовсе не велено заниматься только аскетическими упражнениями и прятаться от проблем жизни в монастырскую келью.

Однако, знаете ли, появляются время от времени, и даже в солидной прессе, и даже от имени известных мусульман, странные заявления. Послушайте: «Выстраивать политику на религиозных ценностях сегодня невозможно, и история средневековой Европы и мусульманского мира показывает нам самые негативные примеры: инквизиция, аналогичные процессы в исламском мире всем известны».

Что стоит за таким тезисом, какая психология? Это психология раздвоенного сознания: вот есть место для религиозных дел, а вот политика, и пусть верующие занимаются только своими ритуалами… Потрясающе! Если бы так говорил монах, это было бы понятно. Если бы говорил атеист, либерал — это было бы логично. Вот на Западе со времен Просвещения шла борьба против засилья Католической церкви именно под такими лозунгами — и чего там добились? Секуляризации. То есть вся полнота жизни не оценивается духовно, а религии отведена роль «ритуального обслуживания»: это когда идут ребеночка покрестить, молодых повенчать да старичков на кладбище проводить…

Да, в истории всех народов, всех религий, включая Ислам, были и ошибки, и преступления, отход от «прямого пути». Но это не предлог, чтобы вытеснять веру в «ритуальное бюро». Выстраивать политику на религиозных ценностях сегодня не «невозможно», а нужно! Иначе наша жизнь превратится в ад. Иначе — зачем мы зовемся «муслимами», то есть «покорными воле Аллаха везде, всегда и во всем»? Чтобы чалмы носить и перемячи кушать?..

Но вот зададим себе вопрос: а какой в современном мире должна быть настоящая политика праведных, стремящихся к довольству Аллаха людей? Вопрос очень и очень сложный. Мир такой многообразный, динамичный, а теперь еще и многополярный. Кроме центров силы в США, проявила свою мощь древняя Евразия в лице России, поднимаются Китай и Индия, пробудилась Латинская Америка. А в самой России — светская Конституция, велико влияние Православия. Да, именно с учетом сложнейшей реальности мы должны найти на все коранические ответы, исламские ответы.

Тот, кто теряет веру в возможность духовно и морально мотивированной политики, теряет веру вообще. Значит, спросим мы такого человека, Аллах послал нас в такой мир, где мы ничего не можем понять? И Он дает нам заведомо невыполнимые задания? И мы не вправе рассчитывать на Его баракат (благодатную помощь)? Вы видите, к какой логике ведут эти сомнения?

Чтобы не попасть в западню такого отчаяния, надо прикладывать не только аскетические усилия во время поста, но ежедневно трудиться над выработкой правильного поведения. А политика — это наше с вами общественное поведение. Сначала я привожу в порядок свою душу — это мой личный уровень. Потом выхожу на уровень семьи — разве там я не должен быть муслимом? А потом — к соседям. А потом — все шире и шире, в зависимости от профессии, возраста и пола.

Итак, после Рамадана-2008 мы живем в новом мире. Это надо осознать. И в этом новом мире мы обязаны сохранить наши исламские традиции, а также выполнить свой долг перед Аллахом: всю свою жизнь — от личной до общественной! — сделать богоугодной, святой, чистой и праведной. И да поможет нам в этом Всемогущий и Щедрый Создатель! Амин.

Умар-хазрат Идрисов,
председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.