Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №80
19.09.2008

НАШ ИСЛАМ

ФИКХ

Садака разговения

Близится к концу месяц Рамадан. После завершения поста в Рамадан в обязанность мусульманам вменяется раздавать садаку разговения — садаку аль-фитр. Кто освобождается от этой обязанности и в каком размере ее нужно выплачивать? В какие сроки ее нужно раздавать и кому ее лучше адресовать? На эти и другие вопросы предлагаем найти ответы в книге Абдальхамида Тахмаза «Ханафитский фикх», изданной под редакцией Д. Мухетдинова ИД «Медина» в рамках серии «Ханафитское наследие».

Раздача садаки разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий, поскольку суждение об этом выносится на основании интерпретации основополагающих источников, а это значит, что человек, который отрицает ее обязательность, не заслуживает обвинений в неверии. В данном случае слова Ибн Умара «вменял в обязанность» (фарада) следует понимать как «определял», поскольку это является одним из двух значений слова «фард» (предписание), и в этом значении оно употребляется в Коране, где сказано: «…то им — половина того, что вы определили…» (2:237). Так, например, когда говорят, что кади вменил в обязанность (фарада) оплату издержек, имеется в виду, что он определил их величину.

Шафииты, использующие в качестве доказательства очевидный смысл приведенного выше хадиса, считают, что выплата закята разговения относится к категории предписанных (фард) действий. Однако расхождения между ханафитами и шафиитами по этому вопросу сводятся всего лишь к использованию разных терминов. Имеется в виду, что шафииты не обвиняют в неверии тех, кто отрицает, что выплата закята разговения относится к категории предписанных действий, тогда как ханафиты занимают такую же позицию по отношению к людям, отрицающим обязательность (вуджуб) выплаты закята разговения. Относительно этого можно сказать, что слова Ибн Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, вменял в обязанность…» — означают, что выплата закята разговения в полном смысле слова предписывалась тем, кто слышал об этом непосредственно от Пророка, в отличие от прочих, если это веление не было отдано им в категорической форме. Вот почему улемы говорили, что при жизни Пророка обязательного (ваджиб) в шариате не было. Здесь следует напомнить, что во всех мазхабах, за исключением ханафитского, термины «ваджиб» и «фард» являются синонимами, ханафиты же определяют обязательное (ваджиб) как то, степень обязательности чего ниже степени обязательности предписанного (фард), но выше степени обязательности того, что совершается добровольно (нафиля) по примеру Сунны Пророка .

Раздача садаки разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении. Раздавать садаку разговения обязательно после появления зари в день праздника разговения, если же человек либо умрет до наступления этого дня, либо родится или примет Ислам после него, делать это он не обязан.

В отличие от закята, наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязательности раздачи садаки разговения. Так, например, если малолетние дети или безумцы располагают какими-либо средствами, они должны раздавать садаку разговения, что входит в обязанности их опекунов. Если же опекуны не сделают этого, то ребенок будет обязан сам раздать ее по достижении совершеннолетия, безумец же должен сделать это, если к нему вернется разум.

Если после появления зари в день праздника разговения взрослый и дееспособный мусульманин, обязанный выполнять установления шариата (мукалляф), лишится установленного минимума денежных средств (имущества), это не снимет с него обязанности раздачи садаки разговения. То же самое касается и обязанности совершения хаджа, которая не снимается с мусульманина в случае утраты им имущества и денег.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садаку разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств, что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами и лишены разума. Кроме того, мусульманин обязан раздавать садаку разговения и за своих рабов. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на деда, а в хадисе, передаваемом со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что Посланник Аллаха вменил в обязанность раздавать садаку разговения в размере одного са фиников или ячменя каждому рабу и свободному человеку, мужчине и женщине из числа мусульман (аль­-Бухари).

Муж не обязан раздавать садаку разговения за свою жену, поскольку его власть над ней является ограниченной и не распространяется на ее финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать эту садаку за своего взрослого и разумного сына, поскольку власть отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полной уже не является. Таким образом, мусульманину следует раздавать садаку разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяется его власть. К числу таких лиц относится его отец, находящийся на его иждивении. Человек может раздать садаку разговения за свою жену и своего взрослого и разумного сына, который находится на его иждивении, даже не получив на это их разрешения, поскольку обычно такое разрешение дается.

В качестве садаки разговения каждый мусульманин должен раздавать по полса пшеницы или муки или по одному са фиников, ячменя или изюма. Сообщается, что Абу Саид аль­-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно в качестве закята разговения мы раздавали по одному са какой­-нибудь еды, или по одному са ячменя, или по одному са сухого творога, или по одному са изюма» (аль­-Бухари).

При жизни Пророка в Медине было мало пшеницы. Однако, когда начались мусульманские завоевания и пшеницы стало много, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, пришли к единодушному мнению, что полса пшеницы могут заменить один са ячменя, из чего и следует исходить впредь независимо от обстоятельств и возможных изменений уровня цен. Сообщается, что Абу Саид аль-­Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни Пророка в качестве закята разговения мы обычно раздавали по одному са какой­-нибудь еды, или по одному са фиников, или по одному са ячменя, или по одному са изюма. Когда же с приходом (к власти) Муавийи появилось (много) пшеницы, он сказал: “Я считаю, что мудд этого (то есть пшеницы) равен двум муддам (того — имеются в виду такие продукты питания, как ячмень, изюм, сухой творог и так далее)”» (аль-Бухари).

Полса пшеницы соответствует примерно 2,25 килограмма. Ханафитские факихи считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывали свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами лучше, чем едой, так как Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Даракутни; Ибн Ади и аль­Хаким). Следует принимать во внимание существующие цены в тех случаях, когда садаку разговения раздают хлебом, кукурузой или другими злаками, относительно которых нет прямых указаний в Сунне.

Раздача садаки разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после появления зари в день праздника, поскольку веление относительно садаки разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Ученик Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, Нафи, передавший из версий приводимого выше хадиса, сказал: «Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, раздавал садаку разговения тем людям, которые ее принимали, и они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два дня до праздника разговения» (аль­-Бухари).

Лучше всего раздавать садаку разговения перед праздничной молитвой, чтобы избавить бедняков от необходимости обращаться к людям с просьбами в этот день, о чем уже говорилось выше. На это указывают также слова Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Пророк велел раздавать закят разговения до выхода людей на молитву» (аль­Бухари). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха обязал (людей) выплачивать закят разговения в качестве средства очищения человека, соблюдавшего пост, от (греха) пустословия и сквернословия, а также в качестве угощения для неимущих. (Закят) того, кто раздаст его до молитвы, будет принят, для того же, кто раздаст его после молитвы, это станет одним из видов садаки» (Абу Дауд; Ибн Маджа; ад-Даракутни; аль­Хаким).

Задержка с раздачей садаки разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнение будет меньше.

Каждый может раздать свою садаку одному или нескольким неимущим, однако раздавать ее многим нежелательно, поскольку это противоречит смыслу приведенного нами выше хадиса, в котором сообщается, что Пророк велел делать это для избавления неимущих от необходимости обращаться к людям с просьбами. Поступать так разрешается лишь в том случае, если человек будет исходить из того, что в этом хадисе говорится о необходимости раздавать садаку разговения многим людям, а не отдельным лицам, а также из того, что у бедняка есть иждивенцы, и того, что ему дают, все равно не хватит на всех, и что обязанность избавления бедняка от нужды не возлагается на одного человека.

Следует отметить, что право на получение садаки разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.