Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №92 — Мусульмане Зауралья
02.04.2009

Город Шадринск, стоящий на Исети, неразрывно связан с Южным и Средним Уралом. В свое время этот город был уездным центром Пермской губернии, а Шадринский уезд занимал значительную часть севера нынешней Челябинской области. Еще тысячу лет назад на этом месте было древнее городище. С приходом в Сибирь ислама шестьсот лет назад религия единобожия утвердилась и в этих местах. Значительное число мусульман самых разных национальностей живет в нем и сегодня. Отрадно, что большинство из них — молодые люди.

— За 70 лет ислам перестал передаваться из поколение в поколение, — говорит Абдул Меджид Мисриханов, имам-хатыб мечети г. Шадринска. — К сожалению, наши деды и родители не имели возможности научить своих детей исламу, поэтому сегодня молодежь тянется к познанию Всевышнего. Хотя здесь живет много татар, но приходят не только они, очень много молодых русских братьев, ребят из Средней Азии и Кавказа.

Прихожане мечети с. Юлдус
Прихожане мечети с. Юлдус

Таков день сегодняшний, но исламское возрождение не началось бы в Шадринске в начале 1990-х гг. без усилий Рафката Файзулина — удивительного человека, танцора, хореографа и ценителя татарской культуры. Своим ласковым словом и простыми и всем понятными аргументами он привел к исламу очень многих людей. Почувствовав ветер перемен, живущие в городе татары и башкиры начали возрождать родную культуру. Организовали культурный центр «Дуслык» и одноименный творческий коллектив, который сегодня гастролирует по всей области. К этому очагу культуры потянулись старики, которые и выступили инициаторами религиозных бесед, положивших начало духовному ренессансу.

— Мусульманская община образовалась у нас в 1993 году, юридически была зарегистрирована в 1995-м, — вспоминает Рафкат Фаузулин, председатель МРОМ г. Шадринска и Шадринского района. — Сначала собирались в основном старики, но сейчас наша община разрослась, в мечеть потянулось очень много молодежи.

И это неудивительно, ведь Шадринск — город студентов, в нем работает немало городских вузов, а также представительств университетов и институтов разных городов страны. Девушки-студентки, пришедшие в ислам, говорят, что вера помогает им в обучении, а платок вызывает уважение.

— Поначалу было тяжело, когда я надела платок, однокурсники некоторое время привыкали к моему новому облику, но все прошло благополучно, слава Аллаху,— рассказывает студентка, прихожанка мечети г. Шадринска Венера Курманова. — Даже преподаватели стали ко мне по-другому относиться, воспринимать более серьезно.

Мечеть села Сибирки
Мечеть села Сибирки

Хотя шадринская община относительно небольшая — по пятницам в мечети собирается до 40 человек, — она очень сплоченная и дружная. Вот почему шаг за шагом, с помощью Всевышнего, она идет вперед. Сначала мусульмане собирались на квартирах, затем снимали разные помещения, четыре года назад городская администрация выделила им просторное помещение на первом этаже жилого дома, затем и землю под строительство мечети. Уже готов проект. Осталось переждать экономический кризис, и можно будет приступить к строительству.

— Она будет двухэтажная, размером 12 на 10 метров, рассчитана на двести человек с двумя минаретами в казанском стиле. Именно опираясь на традиции Казани, мы и разрабатывали проект, — с гордостью говорит Рафкат Файзулин.

А жители села Юлдус в Шадринском районе уже построили красавицу-мечеть, гордо именуемую Соборная мечеть ичкинских татар. Примечательно, что на сегодняшний день это единственная действующая каменная мечеть в Курганской области. Ее высокий минарет виден уже издалека, сразу как въезжаешь в село. Построили ее восемь лет назад на средства местного фермера Ахмадуллы Хабибуллина и его соратников за полтора года. Возводили ее под руководством специально приглашенных архитекторов из Средней Азии. Решился Ахмадулла-абый на это благородное деяние после хаджа:

— Когда я приехал, то, взяв с собой братьев, отправился в Тюменскую область смотреть мечети: поглядели мы и на старинные, и на современные мечети, потом сам начертил на бумаге проект мечети, и мы всем селом взялись за дело. Теперь она нравится всем: и гостям, и нашим аксакалам.

Со дня открытия немало побывало в мечети гостей. В книге записей, которую показывает Ахмадулла-абый, записи на английском, немецком, китайском, японском, арабском и многих других языках. Всех гостей встречают аксакалы — ведь именно они составляют костяк мусульманской общины, ведь именно они — хранители традиций, убеленные сединами уважаемые люди. Но только в их глазах грусть оттого, что мало приходит в мечеть молодежи.

— Все ли жители села верующие?

— Подойди к любому, спроси — все согласны, что надо верить, но только не приходят сюда, — с грустью говорит муэдзин мечети Садык Ахметсабиров.

— Старики ходят, а молодежь почти нет. Во время Ураза или Курбан-байрама народу — полная мечеть, почти вся деревня, а так молодежи мало ходит, — продолжает его мысль имам-хатыб Сарларбик-хазрат Минбайгулатов.

Но это проблема всех татарских деревень: молодежь уезжает в города, о вере не думает, стремясь решить насущные материальные проблемы. Но есть приятные исключения. Молодой мударрис Иса Аширов приехал в село из самой столицы, чтобы обучать сельских детишек исламу и арабскому языку. Благодаря его усилиям при мечети дважды в неделю проводятся занятия с детьми:

— Меня подтолкнул на это исламский принцип распространения знания, о котором говорил Пророк Мухаммад, мир ему. Это деяние ради Аллаха. Мы должны доводить те знания, которыми обладаем сами, до тех, кто ими не обладает, — говорит Иса-хазрат.

Сегодня жители села Юлдус помогают своим соседям из села Сибирки восстанавливать старинную мечеть, возраст которой превышает сто лет. В советское время в ней располагалась школа. Корпус из старых, но очень прочных бревен обшивают современными материалами, уже возведен минарет. В планах и восстановление здания медресе. Все это свидетельствует о том, что населяющие эти места ичкинские татары, потомки древнего рода, ведущего свое летосчисление с XVI века и говорящие на особом диалекте татарского, очень бережно относятся к своим духовным традициям. Так они и живут сегодня, мусульмане Зауралья, — с исламом в сердце, устремляя взгляд в будущее и не забывая о наследии предков и собственной истории.

Проект мечети г. Шадринска
Проект мечети г. Шадринска

Алексей СТАРОСТИН
Фото автора



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.