Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №92 — О запрете алкоголя и азартных игр
02.04.2009

Из тафсира Абдуллы Юсуфа Али

В нескольких аятах Корана идет речь об алкоголе и наркотических (одурманивающих) веществах, где они стоят наряду с азартными играми и гаданиями. Встречаются различные мнения касательно толкования этих аятов, вплоть до того, что они не содержат прямого запрета на употребление этих веществ и совершение этих действий. Мы же предлагаем вам познакомиться с комментариями к этим аятам выдающегося устаза XX века Абдуллы Юсуфа Али.

Издательский дом «Медина» представляет Тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али

 Тафсир Корана

Выдающемуся исламскому богослову XX века Абдулле Юсуфу Али удалось одному из первых и очень немногих в современную эпоху отойти от средневекового понимания сюжетов, толковавшихся до той поры весьма поверхностно и буквалистски, и помочь верующим всего мира иметь более ясное представление и глубокое понимание смысла строк Корана.

Сура 2 «КОРОВА»

219. Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать? Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, — может быть, вы поразмыслите

220. над этим миром и Последней жизнью!

Хамр — вино. В арабском варианте это слово означает буквально сброженный виноградный сок, в более широком значении оно может употребляться для обозначения любой сброженной жидкости; более того, по аналогии это слово может применяться для названия любой жидкости, вызывающей интоксикацию, или наркотика. Иногда утверждают, что такие вещества могут дать временное облегчение или принести определенную пользу. Однако при этом никогда не надо забывать, что вред от таких веществ всегда превосходит их благотворное действие (обычно весьма сомнительное) — как для здоровья общественного, так и личного.

Майсир — «предаваться азартным играм» или «идти на авантюру, аферу». Соответствующее арабское слово буквально означает «получение чего-либо слишком легким путем, не заработав», т. е. в результате азартной игры или аферы. Поэтому такие способы получения доходов или выгоды запрещены. Арабам была особенно известна азартная игра, в ходе которой вытягивали жребий, для чего использовались специально помеченные стрелы. В этой игре применялся принцип лотереи: заранее помеченные стрелы использовались в качестве выигрышных лотерейных билетов. Выигравшие получали призы в соответствии с пометками на своей стреле. Например, тушу забитого животного разрезали на неравные части, и игроки вытягивали помеченные стрелы из сумки (колчана). Некоторые стрелы были без пометок, и те, кому они доставались, не получали никакого приза. Те, кому доставались стрелы с метками, получали соответствующие призы — большие или меньшие. Таким образом, получал ли игрок большой приз или маленький или же не получал никакого — все определялось простым случаем (если, конечно, не было обмана со стороны некоторых участников игры). Мотивом, на котором основано возражение против этого простейшего вида азартной игры, является следующее суждение: даже если нет намеренного обмана, вы можете получить то, что не заработали, либо что-то проиграть в зависимости от слепого случая. Игра в кости и спор (пари) в расчете на материальную выгоду подпадают под определение азартной игры. Не следует подводить под это определение принцип страхования, если он ведется на деловой основе; в таких случаях для расчетов широко используется статистика, что, как правило, позволяет пренебречь простой случайностью. Страховые агенты сами выплачивают премии — согласно степени риска, которая обычно довольно точно и статистически достоверно рассчитывается.

Страсть к накопительству и скопидомству вредна как нам самим, так и другим членам общества. Мы должны пользоваться нашим достоянием и тратить наши доходы по мере необходимости: любые излишки следует вкладывать в добрые дела или жертвовать на благотворительные цели.

Сура 4 «ЖЕНЩИНЫ»

43. О те, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите…

Это относится как к состоянию интоксикации или опьянения, так и к полубессознательному, одурманенному сознанию из-за сонливости или под воздействием других факторов. Либо, возможно, подразумевается и то, и другое. Прежде чем был объявлен запрет на все опьяняющие средства, стало по крайней мере неприличным, неподобающим для мусульманина вставать на молитву в таком состоянии. Поскольку именно молитва (намаз) является единственной возможностью и привилегией, позволяющей нам, сконцентрировав все свои мысли, намерения и духовные силы, обратиться к Всевышнему с глубочайшим благоговением и почтением, «молитва» (салят) здесь может означать «место для молитвы, мечеть», что не влияет на конечный смысл фразы.

Сура 5 ТРАПЕЗА

90. О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете.

Упоминаемые здесь камни — ансабы — это каменные алтари, или каменные колонны, куда разливалось масло для освящения, или каменные плиты-жертвенники, на которые клали жертвенное мясо для идолов. Здесь осуждаются любое идолопоклонство и суеверные предрассудки. Ансабы были общепринятыми объектами идолопоклонства во всей доисламской Аравии. Подобные этим алтарям финикийские колонны обнаружены на Мальте.

Стрелы, о которых тут говорится, служили своего рода жребием или лотереей при разделе мяса. Но стрелы также использовались при ворожбе, а именно для предсказания удачи и неудачи или предугадывания пожеланий языческих богов относительно того, стоит или нет предпринимать определенные действия. Любые подобные предрассудки и суеверия резко осуждаются.

91. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?

92. Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения.

[Ср. с аятом 2:219 и соответствующими комментариями.] От нас требуется повиноваться повелениям и приказам Всевышнего, которые всегда обоснованны и разумны, вместо того чтобы следовать суеверным предрассудкам, которые бессмысленны и иррациональны, или искать недозволенного возбуждения в опьяняющих и одурманивающих средствах или незаконной выгоды в азартных играх. Кто-то, возможно, получает от этого временное возбуждение и удовольствие, но это явно не путь достижения ни материального благосостояния и процветания, ни духовного благочестия и добродетели.

Откровение Всевышнего предупреждает, что проигрыш и потери ожидают нас как в земной, так и в духовной жизни, и дает нам возможность избежать этих потерь.

Сура 16 ПЧЕЛЫ

67. Из плодов финиковых пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом — знамение для людей размышляющих.

Существуют полезные напитки и продукты, которые производятся из фиников и винограда, например, безалкогольные напитки, уксус, финиковый сахар, виноградный сахар, таковыми являются и сами финики и виноград. Если слово сакара воспринимать в смысле ферментированного вина, то это будет относиться ко времени, предшествовавшему запрету интоксикантов, ибо это мекканская сура, а запрет был сделан в Медине. В таком случае это подразумевает скрытое неодобрение использования интоксикантов и является первым в серии шагов, которые со временем привели к полному их запрету.

 

ХАДИСЫ

***

Передают со слов Абдуллаха б. Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал «Для того, кто пил вино в этом мире и не покаялся в этом, в мире вечном оно будет запретным» (аль-Бухари).

***

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему, сказал: «Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда кто-нибудь пьет вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является» (аль-Бухари).

***

Передают со слов Абу Амира аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, мир ему, сказал: «Обязательно появятся люди из числа членов моей общины, которые станут считать дозволенным прелюбодеяния, ношение шелка, употребление вина и использования музыкальных инструментов. И некоторые из них поселятся у края высокой горы, а вечером к ним пригонят их скот и придет к ним бедняк, чтобы они помогли ему в его нужде, а они скажут: “Возвращайся к нам завтра”, но ночью Аллах уничтожит часть из них, обрушив на них эту гору, других же обратит в обезьян и свиней, и они останутся в таком виде до самого Дня воскресения».



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.