Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Рассказы об Абу-Ханифе
11.03.2009
Иллюстрация

В 2009 году мы будем отмечать 1310-летие со дня рождения великого исламского правоведа и богослова имама Абу-Ханифы, основателя ханафитского мазхаба. Средневековые биографии Абу-Ханифы значительной частью состоят из историй про величайшего предстоятеля. Все эти истории крайне поучительны и преследуют, как правило, апологетические цели. Они имеют огромную историческую ценность, так как в них отражены представления мусульман о своем прославленном учителе, по сей день остающемся для своих единоверцев непревзойденным эталоном учености и праведности.

Как Абу-Ханифа приобрел знания

Когда имама Абу-Ханифу спросили: «Как ты приобрел знания?» – он ответил: «Благодаря восхвалению и благодарности. Всякий раз, когда мои знания приумножались, я воздавал хвалу Богу и благодарил Его, и Он еще больше приумножал их».

Нехороший петух

Абу-Ханифа с другими учениками проводил вечера в доме своего учителя Хаммада ибн Абу-Сулаймана. У Хаммада был петух, который кукарекал с наступлением ночи. Для Хаммада и его учеников кукарекание петуха стало определенным сигналом к окончанию времени занятий. И вот однажды, когда петух закукарекал, а Хаммад встал и закончил урок, Абу-Ханифа не выдержал и воскликнул: «Ну что же ты за петух?! Да обезобразит тебя Бог: ты прервал наше занятие! Худший из петухов тот, который кукарекает с наступлением ночи!»

Что помогает выучить фикх

Однажды Абу-Ханифу спросили:

– Что помогает выучить фикх?

– Полная сосредоточенность, – ответил он.

– А что помогает сосредоточиться?

– Отвлеченность от привязанностей.

– А что помогает отвлечься от этого?

– Пользоваться всем по потребности. Не более.

Всегда нужен учитель

Кто-то сказал Абу-Ханифе, что в мечети круг собравшихся обсуждает вопросы фикха.

– А у них есть предводитель? – спросил Имам.

– Нет, – ответили ему.

– Тогда они никогда не научатся фикху! – вынес свой вердикт ученый. – Ибо они могут допустить ошибку, но не узнают о ней и будут идти против истины, думая, что поступают правильно.

Из изречений Абу-Ханифы

Деяния определяются знанием, подобно тому, как зрением руководствуются части тела. Гораздо полезнее знать и делать мало, чем быть невеждой и делать много. Это подобно тому, что в пустыне лучше иметь необходимый запас и знать дорогу, нежели в неведении плестись с огромным багажом.

Я узрел, что грехи – это унижение. Смело оставил их – и они стали благочестием.

Терпит убыток тот, кого знание не удерживает от запрещенного Богом.

Если в горнем и дольнем мирах не ученые – угодники Божии, то у Бога нет угодника.

Если хочешь решить мирскую проблему, то не ешь [много], пока не решишь ее, ибо объедание замутняет разум.

Если судья преднамеренно вершит несправедливость, то его решение не имеет силы. Снимут его с должности или нет, он отстранен от нее в силу своей испорченности.

Не разговаривай о фикхе с тем, кто не хочет этого, ибо обременишь своего собеседника. И не повторяй сказанное тому, кто перебивает тебя, ибо он мало любит науку (ильм)!

Кто стремится к знаниям ради мирского, тот лишается своей благодати (барака), не запечатлевая [знание] в сердце. А кто изучает науку ради религии, становится благостным в знании, запечатлевая его в сердце, и приносит своим знанием пользу другим.

Лучшие слова

Однажды после утренней молитвы Абу-Ханифе был задан вопрос, и он ответил на него. Кто-то из присутствующих в мечети вознегодовал.

– А разве в это время разговоры, кроме как о благом, не порицаются? – спросил он, напоминая о предписании проводить утро в молитвенном богомыслии.

– А что может быть более благим, чем то, когда ты говоришь: это дозволенное, а это запретное? Восхваляй [в это время] Бога и отучай людей от греховного! Когда закончилась в сумке провизия, тогда проголодался ее хозяин.

Шумные студенты

Как-то раз видный ученый Суфьян ибн Уяйна, проходивший мимо мечети, где находился Абу-Ханифа со своими учениками, услышал громкие голоса и сказал:

– Абу-Ханифа, это мечеть, и здесь не следует повышать свой голос.

– Оставь их, ибо иначе им фикх не постичь.

Из книги Рустама Батрова «Абу-Ханифа: жизнь и наследие». Н. Новгород: ИД «Медина», 2007 г.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.