Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Абу-Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ал­имам ал­азам
11.03.2009

Абу-Ханифа, ан-Нуман б. Сабит ал-имам ал-азам (699–767) — крупнейшая фигура в истории средневекового ислама, чье религиозно-правовое наследие самым действенным образом актуально для мусульман и сегодня. Самый известный и влиятельный факих в истории ислама. Нуман б. Сабит, больше известный как А. Х. («Абу-Ханифа» возможно перевести как «человек молитвы» и «человек с пером»).

Родился в 699 г. в Куфе (ныне Ирак); А.-Х. происходил из знатного иранского рода и получил блестящее общее и богословское образование.

Биографы А.-Х. склоняются к тому, что в детстве он видел сподвижника Пророка Анаса б. Малика, но спорят о том, слышал ли он из его уст хадисы. Не исключено также, что из сподвижников А.-Х. встретил Абу-Туфайля Амира б. Василя. К наставникам А.-Х. исследователи относят представителей рода Пророка, с которыми он виделся и общался: Мухаммада ал-Бакира, со слов которого А.-Х. передает хадис; его брата Зайда б. Али, с которым А.-Х. состоял в дружеских отношениях; Джафара ас-Садика.

А.-Х. испытал на себе влияние метода Ибн Масуда (одного из сподвижников Пророка и религиозного судьи Ирака в период халифата Умара б. ал-Хаттаба) и куфийской школы в целом, характеризующихся малым использованием хадисов, анализом правовых казусов и комментированием нормативных положений. Мусульманская религиозно-научная традиция тех времен была представлена двумя основными школами: Ирака и Хиджаза. В Хиджазе преобладала установка на традиционализм, последователи которого стремились не выходить за рамки буквального понимания Корана и Сунны. В Ираке же религиозная традиция подвергалась рациональному осмыслению, благодаря которому вопросы решались с помощью умозрительных методов.

К 40-м гг. А.-Х. становится самым авторитетным факихом Ирака. Халиф ал-Мансур предложил ему занять в новой столице, Багдаде, место казыя, но А.-Х. решительно отказался.

В отместку халиф приказал заточить его в тюрьму и высечь, несмотря на его возраст и высочайший авторитет, вскоре после чего имам ал-Азам («Величайший имам»), как его прозвали, скончался в 767 г.

А.-Х. является первым богословом, разработавшим систему мусульманского права (фикх), которое, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечало бы требованиям повседневной жизни. Для этого применялось глубокое логическое обоснование правовых источников, к которым приравнивались согласованное мнение религиозных авторитетов по какому-либо вопросу и суждение по аналогии с Кораном и Сунной. При оглашении своего решения по какому-нибудь спорному или неясному вопросу А.-Х. не просто буквалистски подходил к источнику, но выстраивал доводы в пользу общественного блага, не входя в противоречие с принципами ислама, таким образом доведя до совершенства технику «рай» (соб-ственное мнение), впервые широко примененную Ибн Масудом. Имам аш-Шафии сказал, что «мусульмане обязаны А.-Х. достижениями в разработке фикха».

Степень познаний А.-Х. была такова, что он мог свободно дискутировать практически по любому вопросу и находить выход из самой запутанной ситуации. В соответствии с традициями куфийской школы в вопросах фикха А.-Х. был сторонником рациональных методов при решении вопросов, прямо не отраженных ни в Коране, ни в Сунне, используя метод суждения по аналогии — кияс. Для проведения подобной аналогии от факиха требовалось выявить основу того или иного нормативного положения, по причине которой оно было установлено, и в свете этого решать аналогичные проблемы. Так, хотя в первоисточниках ислама благотворительная милостыня в священный месяц поста рамадан («садака ал-фитр») прописана лишь в виде натурального продукта, это не всегда уместно, поэтому, исходя из внутреннего посыла Корана и Сунны, А.-Х. допускал заменять натуральные выплаты денежным эквивалентом.

А.-Х. оставил после себя небольшой сборник хадисов («Муснад»); ему приписывают сочинение по исламской догматике «ал-Фикх ал-Акбар», хотя в основном его наследие дошло до нас в виде цитат и ссылок в трудах его ближайших учеников Абу-Юсуфа (731–798) и аш-Шайбани (749 – ок. 804). Именем А.-Х. названа одна из четырех суннитских богословско-правовых школ ислама — ханафитский мазхаб.

Литература: Батров Р. Г. Абу-Ханифа: жизнь и наследие — Н. Новгород, 2007; Ислам. Энциклопедический словарь. — М., 1991; Рахман Х. Хронология исламской истории: 570–1000 гг. от Р. Х. / Пер. с англ. Д. З. Хайретдинова. — Н. Новгород, 2000.

Дамир Хайретдинов

Материал опубликован в энциклопедическом словаре "Ислам на Нижегородчине",
отв. редактор - Д.В. Мухетдинов. — Н. Новгород: ИД "Медина", 2007. — 210 с., ил. — (Ислам в Российской Федерации; Вып.1).



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.