Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Ханафитское наследие
Ханафитский фикх. Религиозные обязанности /Абдальхамид Тахмаз/
27.02.2009

Содержание

Вступительное слово

Предисловие издателя

ВВЕДЕНИЕ В ХАНАФИТСКИЙ ФИКХ

Определение понятия «фикх»

Имамы, занимавшиеся иджтихадом

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. УСТАНОВЛЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОЧИЩЕНИЯ (АХКАМ АТ-ТАХАРАТ)

Определение понятия «тахарат»

Средства и способы очищения

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОЧИЩЕНИЯ (АКСАМ АТ-ТАХАРАТ).

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЯЗИ

Очищение от грязи

Способы очищения от нечистого

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ. ЧАСТИЧНОЕ ОМОВЕНИЕ (ВУДУ’)

Частичное омовение (вуду’)

Протирание носков

ОЧИЩЕНИЕ ОТ ОСКВЕРНЕНИЯ. ПОЛНОЕ ОМОВЕНИЕ (ГУСЛЬ)

 

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ УСТАНОВЛЕНИЙ, КАСАЮЩИХСЯ МЕСЯЧНЫХ И ПОСЛЕРОДОВОГО КРОВОТЕЧЕНИЙ (АХКАМ АЛЬ-ХАЙД ВА-Н-НИФАС

Месячные (хайд)

Послеродовое кровотечение (нифас)

Хроническое кровотечение (истихада)

УСЛОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧИСТОТЫ. ОЧИЩЕНИЕ ПЕСКОМ (ТАЙАММУМ)

Очищение песком (тайаммум)

Протирание лубков и повязок

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КНИГА МОЛИТВЫ (КИТАБ АС-САЛЯТ)

 

ПРИЗЫВ НА МОЛИТВУ (АЗАН)

 

СТОЛПЫ МОЛИТВЫ (АРКЯН АС-САЛЯТ).

 

УСЛОВИЯ И ПРЕДПИСАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОЛИТВЫ (ШУРУТ АС-САЛЯТ, ФУРУД АС-САЛЯТ)

Условия (шурут) для совершения молитвы

Предписанные обязательные элементы (фуруд) молитвы

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ (ВАДЖИБАТ АС-САЛЯТ)

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ (СУНАН АС-САЛЯТ)

Правила поведения (адаб) во время молитвы

ПОРИЦАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ (МАКРУХАТ АС-САЛЯТ)

 

ЧТО ДЕЛАЕТ МОЛИТВУ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ (МУФСИДАТ АС-САЛЯТ)

Установления, касающиеся шепелявых

СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ МОЛИТВА (САЛЯТ АЛЬ-ДЖАМААТ)

Кто более всех достоин быть имамом

Установления относительно мечетей

РАЗНОВИДНОСТИ ЗЕМНЫХ ПОКЛОНОВ (СУДЖУД АС-САХВ, СУДЖУД АТ-ТИЛЯВАТ)

Земные поклоны в качестве искупления за проявление невнимательности (суджуд ас-сахв)

Земной поклон, совершаемый во время чтения Корана (саджда ат-тиляват)

ВИДЫ МОЛИТВ (АНВАУ АС-САЛЯТ)

Молитва витр (салят аль-витр)

Добровольные молитвы (навафиль)

Возмещение (када’) пропущенных молитв

Молитва больного (салят аль-марид)

Молитва того, кто находится в пути (салят аль-мусафир)

Пятничная молитва (салят аль-джума)

праздничные молитвы (салят аль-ид)

Молитвы, совершаемые во время солнечных и лунных затмений (салят аль-кусуф)

Моление о ниспослании дождя (салят аль-истиска’)

Молитва, совершаемая под воздействием страха (салят аль-хауф)

Заупокойная молитва (салят аль-джаназа)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. КНИГА ОБ УЗАКОНЕННОЙ МИЛОСТЫНЕ (КИТАБ АЗ-ЗАКЯТ)

Выплата закята

На что расходуются (масариф) материальные ценности, собранные в качестве закята

Садака разговения (садака аль-фитр)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. КНИГА ПОСТА (КИТАБ АС-СИЙАМ)

Констатация наступления рамадана и установления, касающиеся появления молодого месяца

День сомнения (яум аш-шакк)

ВИДЫ ПОСТА (АКСАМ АС-СИЙАМ)

УСЛОВИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПОСТА (ШУРУТ СИХХАТ АС-СИЙАМ)

 

ЧТО ДЕЛАЕТ ПОСТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ (МУФСИДАТ АС-СИЙАМ) И ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ ЕГО ТАКОВЫМ

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТРЕБУЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИСКУПИТЕЛЬНОГО ПОСТА (КАФФАРАТ)

Что порицается (макрух) делать постящемуся

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПОСТЯЩЕМУСЯ

 

УВАЖИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ, В СИЛУ КОТОРЫХ РАЗРЕШАЕТСЯ НЕ СОБЛЮДАТЬ ПОСТ

Уважительные причины, в силу которых пост позволительно не соблюдать, что требует искупления (фидайа)

ЧАСТЬ ПЯТАЯ. КНИГА БОЛЬШОГО И МАЛОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА (КИТАБ АЛЬ-ХАДЖЖ, ВА-ЛЬ-УМРА)

Необходимые условия для совершения хаджа

ПРЕДПИСАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАДЖЖА (ФАРА’ИД АЛЬ-ХАДЖЖ)

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХАДЖЖА (ВАДЖИБАТ АЛЬ-ХАДЖЖ)

 

МАЛОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО (‘УМРА)

 

ВИДЫ ХАДЖЖА ПО ОТНОШЕНИЮ К ‘УМРЕ

Установления, касающиеся совершения хаджжа женщинами

Установления, касающиеся совершения хаджа малолетними детьми

Установления, касающиеся совершения хаджжа больными

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПАЛОМНИКА, СОВЕРШАЮЩЕГО ТОЛЬКО ХАДЖЖ

Исторические основы ритуального бега

ХАДЖЖ, СОВЕРШАЕМЫЙ ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА

 

НАРУШЕНИЯ

Препятствование (ихсар)

ОПИСАНИЕ ХАДЖЖА ПРОРОКА

 

УЗАКОНЕННОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (ЗИЙАРАТ) МОГИЛЫ ПРОРОКА, И НОРМЫ ЭТИКИ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ТАКОГО ПОСЕЩЕНИЯ

Правила посещения

Персоналии

Список терминов

 

 

 

Вступительное слово

Слово «фикх» (араб. «глубокое понимание, проницательность») означает исламское право в качестве отдельной отрасли мусульманского богословия. Предмет фикха охватывает обширные области взаимоотношения как человека и общества, так и человека и Бога. Условно предмет фикха можно разделить на два раздела: «‘ибадат» охватывает обязанности и проблемы человека по отношению к Богу, в то время как «му‘амалят» изучает проблемы взаимоотношений человека с обществом. В этой науке рассматриваются такие важнейшие общественные проблемы, как мораль, этика, семья, личность, ответственность за преступления и нарушения закона, межнациональные и межрелигиозные отношения.

Первым богословом, разработавшим систему фикха, которая, основываясь на законах Корана и Сунны, отвечала бы требованиям повседневной жизни, являлся Абу Ханифа. Для этого он применял глубокое логическое обоснование правовых источников, к которым приравнивались согласованное мнение религиозных авторитетов по какому-либо вопросу и суждение по аналогии с Кораном и Сунной. По формуле Абу Ханифы, смысл фикха заключается в «познании веры в Бога, божественных законов, традиций (Сунны), Божьих пределов [то есть пределов запретного и разрешенного], различий и единства во взглядах мусульманских ученых». Внутренняя же суть фикха обозначена им следующим образом: «никого из людей киблы [то есть мусульман] не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного; знать, что постигшее тебя не должно было пройти мимо, а прошедшее мимо не должно было тебя постигнуть [то есть верить в предопределение]; не отрекаться ни от одного из сподвижников Пророка, а дело ‘Усмана и ‘Али [то есть разногласия, приведшие к первой гражданской войне в Халифате и вызвавшие появление шиизма] оставить <на суд> Бога». Не случайно имам аш-Шафи‘и сказал, что «мусульмане обязаны Абу Ханифе достижениями в разработке фикха».

Имам Абу Ханифа (ум. в 767 г.) и его ученики – Абу Юсуф (ум. в 798 г.) и Мухаммад аш-Шайбани (ум. ок. 804 г.) основали собственную богословскую школу, получившую позднее название ханафитского мазхаба. Эта школа изначально следовала путем логических и рациональных рассуждений.

В IX–X вв. опорными пунктами ханафитской школы становятся Хорасан и Средняя Азия; ее придерживались ханы Золотой Орды и Великие Моголы; в Османском султанате этот мазхаб был провозглашен государственным. На сегодняшний день ханафиты составляют примерно половину мусульманского населения земли; они проживают в Турции, Афганистане, Пакистане, Индии, Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии. Большинство мусульман России и стран СНГ также являются ханафитами.

Совет муфтиев России (СМР) во главу угла своей деятельности ставили издание качественной литературы по Исламу с учетом традиционного богословия и в рамках исторически распространенного среди мусульман Поволжья ханафитского мазхаба. На сегодняшний день и система мусульманского образования, и книжные полки при мечетях, и библиотеки российских мусульман нуждаются в комплексных и базовых пособиях по Исламу, которые охватывали бы широкий круг богословских дисциплин и приводили к унификации многочисленных и порой конфликтующих идеологических школ, к профилактике экстремизма и радикализма в обществе.

Сегодня мы вплотную подошли к возможности выпуска масштабных трудов, не имеющих аналогов в российском исламоведческом книгоиздании, с одной стороны, и чрезвычайно важных в деле противодействия экстремистским тенденциям в обществе — с другой.

Не являясь апологетами слепого следования лишь одному мазхабу, заметим все же, что ханафитские ученые очень чутко и бережно относятся ко всему комплексу Сунны Пророка , не смея одним росчерком пера объявить ту или иную часть Сунны не достойной изучения. Вариативность выводов, сам тон рассуждений ханафитских улемов заметно отличается от резких и бескомпромиссных заявлений буквалистов, не признающих или отказывающихся увидеть логику в том или ином хадисе Посланника Аллаха или указании его благородных сподвижников. Хочется заметить: само слово «фикх», что означает в переводе «глубокое понимание веры», на все сто процентов применимо именно к последователям Абу Ханифы, воспринимающими свою задачу как скрупулезное исследование всех тонкостей шариата, а не как поверхностную рекламацию в рамках совершенно иной дисциплины – хадисоведения. Удивляться такому раскладу вещей не стоит, ведь большинство ученых еще на заре исламской цивилизации признали за Абу Ханифой и его учениками выдающуюся – прямо скажем, основную и первостепенную – роль в деле развития фикха как отрасли богословского знания.

Основные юридические нормы ханафитской школы изложены в труде ‘Абд аль-Хамида Махмуда Тахмаза – современного арабского богослова, систематизировавшего все основные положения данного мазхаба вместе с последними наработками по различным темам исламского богословия. Духовное управление мусульман Нижегородской области издали три книги этого труда, посвященные правилам очищения, молитвы, узаконенной милостыни, поста, и паломничества по нормам ханафитской школы. Эти книги мгновенно разошлись по разным уголкам страны, поскольку у нас до сих пор нет никаких иных качественных изданий, объясняющих нормы ханафитов. Аналогов этой работе на постсоветском пространстве на сегодня нет.

Переиздание этого колоссального труда в виде одной книги – еще один шаг в направлении развития традиционного ханафитского богословия в России. Этот труд должен стать и настольной книгой для нынешних мусульманских деятелей, и учебным пособием для будущих имамов и улемов. Надеемся, что эта чрезвычайно насущная и нужная работа будет продолжена в традиционных мусульманских центрах Российской Федерации.

Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин,
председатель Совета муфтиев России

 

Предисловие издателя

Право Ислама базируется на религиозных постулатах, которые регулируют и правовой аспект жизни мусульман. Наличие в шариате двух разделов, а именно Божественного провидения и религиозно-нравственного начала, отразилось в особом характере правопонимания, правомерного и неправомерного поведения мусульманина.

Слово «аш-шари‘а», или, собственно, шариат, означает «прямой, правильный путь», означенный Аллахом, и вместе с этим термин означает «закон, предписания, авторитетно установленные в качестве обязательных для выполнения». То есть шариат – это комплекс норм и предписаний, закрепленных в первую очередь Кораном и Сунной, выступающими источниками конкретных норм, регулирующих поведение правоверных, а также определяющих убеждения, формулирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.

Шариат применяется в странах, где Ислам является государственной религией, особенно в сфере семейно-брачного и наследственного права. В большин-стве зарубежных стран шариат продолжает считаться источником права и одной из основ мусульманской идеологии. Следует отметить, что существуют нации
и этнические группы, исповедующие Ислам в качестве религии, но не следующие положениям мусульманского права, — к таковым относятся и мусульмане Российской Федерации.

После Октябрьской революции 1917 года советская власть сначала ограничила подсудность мусульман шариату, а затем полностью ликвидировала суды шариата; были также отменены нормы шариата, противоречащие советским законам. В настоящее время ввиду того, что Конституцией Российской Федерации 1993 года объявлен светский характер государства, и в силу того, что страна по факту и с точки зрения законодательства является многоконфессиональной и в ней введен принцип конфессионального равенства, предписания шариата в большей степени сохраняются лишь в обрядности и в быту мусульманских общин.

Шариат устанавливает главным образом общие ориентиры и принципы, толкование и рациональное осмысление которых позволяет находить решение
в каждой конкретной ситуации. На практике, применяя эти неизменные предписания и принципы, правоведы с помощью метода иджтихада могут вводить конкретные правила поведения, соответствующие потребностям мусульман применительно к каждому конкретному случаю.

В настоящее время мусульманские правоведы опираются на шариат как на имеющие ясный смысл и одинаково понимаемые всеми мазхабами положения Корана и Сунны, а также общие принципы, содержащиеся в неоднозначных и самых их общих предписаниях.

Таким образом, шариат следует понимать как общее учение об ислам-ском образе жизни, как комплекс предписаний, обязательных для исполнения
мусульманами и содержащихся преимущественно в Коране и Сунне. Все, что касается поступков человека, его внешнего поведения, положения шариата регламентируют не сами по себе, а путем конкретизации в определенных нормах. Эту функцию выполняет фикх — дисциплина, занимающаяся выведением конкретных правил поведения из шариата.

Фикх — это исламская доктрина, образ поведения и жизни мусульман, это юриспруденция, исламский комплекс норм или мусульманское право в широком смысле слова. Посредством фикха происходит перевод положений шариата в плоскость практически действующих и соблюдаемых мусульманами правил поведения. Формирование фикха было обусловлено необходимостью приведения фактически действовавшего права и иных социальных норм в соответствие с религиозными ориентирами, а с другой стороны – потребностями регулирования вновь возникавших отношений общества на принципах, концептуально основанных на религиозно-этическом учении Ислама. Становление фикха протекало вместе с записью хадисов со слов Пророка Мухаммада и высказываний его сподвижников. Поэтому первые труды по фикху (например, «Маджму‘ аль-фикх» Зайда ибн аль-Хасана, «Аль-Муватта» Малика ибн Анаса, «Аль-Муснад» Ахмада ибн Ханбала) представляли собой, в сущности, сборники тематически подобранных хадисов, а не правовые исследования. Систематизация хадисов позволила определить вопросы, решение которых требовало рационального толкования Корана и Сунны и тем самым способствовало оформлению фикха в самостоятельную дисциплину.

В VIII —первой половине IX веков в фикхе постепенно складывались свои понятия, формировался специфический язык и методология. Наряду с основными источниками правовых решений, которыми являются Коран и Сунна, самостоятельным источником факихи признали единогласное мнение мусульманской общины (иджма‘), практически понимавшейся как консенсус сподвижников Пророка . Так как Коран и Сунна безоговорочно содержали в себе ответы на любые вопросы, целью факихов явилось извлечение решений из них в случае отсутствия в них однозначных ответов и указаний на конкретные правила. Поэтому факихи уделяли особое внимание правовой интерпретации данных источников, переводу их общих предписаний на язык практических норм и правовых конструкций.

На раннем этапе становления фикха наметились две его школы, одну из которых, иракскую, принято именовать «школой сторонников самостоятельного суждения» (асхаб ар-ра’й), а другую, мединскую, школой «сторонников предания» (асхаб аль-хадис). Различия между ними объяснялись особенностями материальных и культурных условий, в которых школы развивали свои доктрины, а также унаследованными ими правовыми традициями. Учение каждого из толков фикха изложено в признаваемых его сторонниками произведениях, большинство которых написано в раннее и классическое средневековье основателями мазхабов, их ближайшими учениками и последователями, крупнейшими правоведами. Например, согласно ханафитскому толку наибольшим авторитетом пользуются трактаты самого Абу Ханифы («Аль-Фикх аль-Акбар» и др.), произведения его ближайшего ученика Абу Юсуфа («Китаб аль-харадж» и др.), шесть книг Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, другого ведущего ученика Абу Ханифы. Ключевые положения этих произведений позднее суммировал Абу аль-Фадл аль-Марвази в труде «Аль-Кафи», к которому Шамс ад-Дин ас-Сарахси составил подробный комментарий («Аль-Мабсут»), признаваемый одним из наиболее авторитетных произведений по ханафитскому мазхабу. В классическое средневековье и новое время среди трудов по фикху стали преобладать сборники фетв — норм, сгруппированных по предмету регулирования, с указанием источника каждой из них. Большинство суннитских сборников фетв имело универсальное содержание и включало следующие основные разделы: очищение, молитва, узаконенная милостыня, пост, паломничество, различные торговые сделки и обязательства, порядок распоряжения собственностью, вакфы, наследование, брачно-семейные отношения, правонарушения различных видов, отношения мусульманских властей с немусульманами и другими государствами, судоустройство и процесс, правила ношения одежды и приема пищи и т. д. Известны работы, касающиеся отдельных, связанных друг с другом вопросов.

Несмотря на то что со второй половины ХХ века отмечалось некоторое падение роли фикха, следует признать, что его отдельные отрасли, институты, нормы в той или иной степени продолжают применяться в качестве действующего права стран зарубежного Востока и на территориях, где преобладающая часть населения исповедует Ислам. Следует отметить также, что повсеместно в исламских странах либо в мусульманских общинах, составляющих меньшинство населения других стран, продолжают практически применяться нормы фикха, определяющие правила культа и порядок отправления мусульманами своих религиозных обязанностей.

Ведущие юристы-теологи современности продолжают считать, что в отличие от других религий (Иудаизма, Христианства) Ислам создал всеобъемлющую юридическую и законодательную систему, пригодную для всех времен
и ситуаций и содержащую неизменные и непреходящие базовые принципы, отвечающие потребностям меняющейся обстановки. Основными составляющими системы исламского права является: свобода как добровольное восприятие ответственности (обязательства); гибкость как инструмент достижения соответствия и гармонией между меняющейся социальной средой и неизменными принципами религии; неделимость и вечный характер исламского права.

В связи с этим неудивительно, что современная ситуация в мусульманском мире стимулирует новые разработки по фикху, которые ведутся как по линии теоретического богословия (представлены традиционным жанром фетв по конкретным вопросам, кодифицированных по тематическим сборникам), так и по линии теории и истории фикха, его основных источников. Особое место сегодня занимают попытки создать энциклопедию фикха.

С некоторым опозданием (которое можно списать на организационно-административные трудности возрождения и становления уммы после 70-летнего периода репрессий и государственного атеизма) мусульмане Российской Федерации также включились в эту работу. Начиная с 2004 года на базе Духовного управления мусульман Нижегородской области была издана серия книг «Ханафитский фикх в новом обличье» современного арабского богослова ‘Абд аль-Хамида Махмуда Тахмаза: книга первая («Китаб ат-тахарат» — «Книга очищения»), книга вторая («Китаб ас-салят» — «Книга молитвы»), книга третья («Китаб аз-закят, китаб ас-саум, китаб аль-хаджж» — «Книги узаконенной милостыни, поста и паломничества»). Усилиями большого коллектива (в первую очередь – одного из ведущих переводчиков современной России в области исламского богословия Абдуллы Нирши, а также редакторов Абдулбари Муслимова, Ахмета Абдуллина, Ильшата Гимадеева и др.) состоялась, по большому счету, русскоязычная энциклопедия по разделу поклонения (‘ибадат), выдержанная в рамках классического богословского жанра, но учитывающая современные реалии.

В связи с огромным интересом российских мусульман к этим изданиям они уже стали раритетными, несмотря на значительность тиража и кратковременность с момента издания. Это и неудивительно, поскольку в течение 15 лет после перестройки прилавки книжных магазинов в российских мечетях и медресе были заполнены некачественной или откровенно провокационной литературой по исламскому богословию, зачастую призывавшей читателей к радикальным мыслям и действиям. Ввиду этого было признано необходимым переиздать эти тома в несколько сокращенном виде, в одной книге.

В поисках ответов на внешние вызовы, брошенные Исламу в России со стороны самых разных кругов, в последние годы в центре нашей страны сформировалось целое научно-богословское движение молодых российских мусульман, задачей которых является выход мусульман из положения маргинального слоя общества на передовые прогрессивные позиции. Смеем заверить читателя, что по воле Всевышнего Аллаха и другие труды, подготовленные в рамках этого движения, направлены на преодоление отставания нашей уммы от мировых центров Ислама.

Д. В. Мухетдинов,
ответственный редактор серии
«Ханафитское наследие»,
исполнительный директор Фонда имени имама Абу Ханифы



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.